Parus16.ru

Парус №16
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько лет назад появилась первая железная дорога

Сколько лет назад появилась первая железная дорога?

Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 году — между Стоктоном и Дарлингтоном, и была протяжностью 40 километров (26 миль).

Сколько лет назад в России появилась первая железная дорога?

ТАСС-ДОСЬЕ. 180 лет назад, 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года, открылась первая в России железная дорога общего пользования. Она соединила Санкт-Петербург и Царское село.

Кто построил первые железную дорогу в России?

Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт‑Петербурга, Царским Селом и Павловском. Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер.

Сколько лет железной дороге?

Сегодня исполняется 180 лет российским железным дорогам: 11.11.1837 года (30 октября ст. ст.) — открылась первая в России и шестая в мире железная дорога общего пользования колеи 1829 мм.

Когда была построена первая Двухпутная магистраль?

Движение открыто в 1851 году. Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в государстве железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость дороги составила 645 км (604 версты).

В каком году была построена первая железная дорога в мире?

Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 году — между Стоктоном и Дарлингтоном, и была протяжностью 40 километров (26 миль).

Когда и кем в России была построена первая железная дорога с паровой тягой?

Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском. Указ императора Николая I от 21 марта 1836 года о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836.

Кто построил первую железную дорогу в Росси длиной в 1 километр?

Официальное торжественное открытие первой в России железной дороги общественного пользования: С-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября по старому стилю (11 ноября — по новому) 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов, стал сам Герстнер.

Кто строил Октябрьскую железную дорогу?

15 сентября 1841 года — проект железной дороги между Петербургом и Москвой, составленный профессорами Института Корпуса Инженеров Путей Сообщения П. П. Мельниковым и Н. О.

Как называлась железная дорога в ссср?

Московская железная дорога (Москва)

Сколько лет российским железным дорогам?

Сколько железных дорог?

РЖД сегодня – это 16 железных дорог, более 85 тыс. км путей с самым высоким в мире уровнем электрификации (электрифицировано 43,3 тыс. км), 19 тыс. локомотивов, полмиллиона вагонов, тысячи мостов и тоннелей, сотни вокзалов.

Сколько составляет протяженность электрифицированных дорог?

Общая развернутая длина главных путей акционерного общества по состоянию на 1 января 2019 года составила 6950 километров, 2500 километров из них электрифицированы.

В каком году началось строительство Транссибирской магистрали и при каком государственном деятеле?

Официальной датой начала строительства Транссиба считается 31 мая (19 мая по старому стилю) 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре.

В каком году была построена железная дорога из Петербурга в Москву?

13 февраля 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Уже в 1851 году из Петербурга отправился первый поезд. В 1855 году, после кончины императора, железная дорога получила название Николаевской, а в 1923 была переименована в Октябрьскую.

История строительства первых железных дорог мира

. Великобритания начала XIX века была страной, где особенно ощущалась востребованность в строительстве железных дорог. Бурно развивающаяся промышленность Англии требовала перевозки огромных объемов товаров, сырья и топлива. С XVIII века по рельсовым дорогам Англии с помощью лошадей возили уголь и другие тяжелые грузы, с начала XIX в. в поездах с конной тягой стали перевозить и пассажиров. В 1821 г. английский парламент принял решение о строительстве железной дороги между промышленным городом Дарлингтон и портом Стоктон. Эта дорога, построенная на средства владельца угольных шахт Э. Пиза, стала первой в мире общедоступной железной дорогой.

Руководителем строительства был назначен Дж. Стефенсон. Он предложил использовать на линии паровую тягу.

В 1823 г. Стефенсон вместе с сыном Робертом основал первый в мире локомотивостроительный завод в Ньюкастле. Здесь по проекту Стефенсона в 1825 г. был изготовлен паровоз «Передвижение» – «Локомоушн» («Locomotion»). Паровоз имел сцепной вес 6,5 т, мог вести поезд из 21 пассажирского вагона и несколько грузовых вагонов со скоростью до 24 км/ч. Название паровоза стало нарицательным и послужило впоследствии наименованием всех тяговых машин на железнодорожном транспорте.

Читайте так же:
Гугл карты йошкар ола

Строительство дороги Стоктон – Дарлингтон длиной 21 км началось в 1823 г. Дж. Стефенсон – главный инженер строительства, провел изыскательские работы. Он первым обратил внимание на рельсовый путь, усовершенствовал соединение рельсов. Для достижения горизонтального профиля пути предложил устройство насыпей и выемок, других искусственных сооружений. Под руководством Стефенсона на линии был построен первый железнодорожный мост.

27 сентября1825 г. состоялось открытие первой железнодорожной линии с механической тягой. Этот день отмечают как Всемирный день начала железнодорожного движения по дорогам общего пользования.

Паровоз «Локомоушн», ведомый Стефенсоном, вез состав из 34 вагонов, включая 28 вагонов с 450 пассажирами, массой свыше 90 т, развил скорость около 20 км/ч. Началась регулярная перевозка грузов, пассажирские перевозки были незначительными, для пассажирских вагонов в основном использовалась конная тяга.

С пуском паровозной железной дороги Стоктон – Дарлингтон в 1825 году начинается история мирового железнодорожного транспорта.

Таким образом, технические достижения, деятельность талантливых изобретателей, инженеров и техников, сделали возможным сооружение и открытие первой железнодорожной линии, создание железнодорожного транспорта, превращение рельсового пути в особое и специфическое предприятие – железную дорогу.

Железная дорога– это система, состоящая из железнодорожного пути, подвижного состава и организационной структуры, эффективность которой зависит от работы каждого звена этого сложного многогранного хозяйства.

Название «железная дорога» в русском языке появилось как буквальный перевод с французского «chemin de fer».

Начальный период истории железнодорожного транспорта (1825 – 1860 гг.) тесно связан с ростом крупной промышленности, образованием национальных и мирового рынков, потребностями быстрой, массовой и по возможности дешевой перевозки грузов. Успех железнодорожной линии Стоктон – Дарлингтон (1825 г.) вызвал строительство других железных дорог.

В 1830 г. в Англии была построена первая железная дорога, полностью работавшая на паровой тяге. Это была линия Ливерпуль – Манчестер длиной 50 км. Дорога связала Манчестер – центр хлопчатобумажной промышленности Англии и порт Ливерпуль, куда прибывало сырье для нее – хлопок и вывозились товары. Несмотря на противодействия местных землевладельцев и ряда членов парламента, весной 1828 г. по решению парламента началось строительство железной дороги. Товарищество по строительству дороги поручило Дж. Стефенсону руководить строительными работами.

Для этой дороги Дж. Стефенсон вместе с сыном Ричардом построил паровоз «Ракета». В 1829 г. на конкурсе локомотивов, вошедшем в историю как «Битва паровозов», паровоз «Ракета», развивший скорость 46,5 км/ч, одержал победу.

Дж. Стефенсон ввел рельсовую колею шириной 1435 мм, получившую название «стефенсоновской», серьезное внимание уделил устройству пути. Для улучшения профиля трассы были построены 63 моста и путепровода (конструкции Дж. Стефенсона), 2-х км тоннель, галерея в горе протяженностью в 3 км, большая насыпь высотой около 3 м через болото.

Линия Ливерпуль – Манчестер была открыта 15 сентября 1830 г., явилась первой железной дорогой с быстроходными поездами, предназначенной для общего пользования. Дорога обладала всеми необходимыми железнодорожными атрибутами:

— два рельсовых пути с искусственными сооружениями (мосты, тоннель и др.),

— подвижной состав (локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны),

Джордж Стефенсон вошел в историю как отец железных дорог.

В том же 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США Чарльстон – Огеста, длинной 64 км. Паровозы для этой дороги вначале поставлял завод Стефенсона, в 1831 г. в Филадельфии был построен 1-й американский паровозостроительный завод Болдуина, который со временем стал крупнейшим в мире.

В Европе вслед за Англией были построены железные дороги в других странах:

1833 г. – Франция, линия Сен-Этьен – Лион, 58 км;

1835 г. – Бельгия, Брюссель – Мехелен, 21 км;

1835 г. – Германия, Фюрт – Нюрнберг, 7 км.

Россия стала пятой в Европе страной, где была построена железная дорога общего пользования. В 1837 г. была открыта железнодорожная линия С.-Петербург – Царское Село, протяженностью 26,7 км. Это была первая в мире дорога, построенная в столь северных широтах.

В 1851 г. завершилось сооружение двухпутной магистрали С.-Петербург – Москва, явившейся важной вехой в развитии научных идей в области железнодорожного транспорта, строительства и эксплуатации железных дорог в стране.

Всего в 1850 г. общая протяженность рельсовых путей в мире превысила 38 тыс. км. Железные дороги как вид наземного грузового и пассажирского транспорта стали объективной реальностью. Спустя еще 10 лет железные дороги полностью «завоевали» весь мир, все континенты. В 1850-е г.г. первые железнодорожные линии были построены в странах Азии (Индия – 1856 г.), Африки (Египет – 1856 г.), Южной Америки (Чили – 1852 г.), в Австралии (1854 г.).

Читайте так же:
Все функции excel с примерами и описанием

В 1860 г. мировая железнодорожная сеть имела протяженность около 108 тыс. км, в т. ч. в США – 49 тыс. км, Великобритании – 16,8 тыс. км, Германии – 11,6 тыс. км , Франции – 9,5 тыс. км, Австро-Венгрии – 4,5 тыс. км, в России – 1589 км.

Таким образом, к концу первого этапа железнодорожное строительство велось на всех континентах, его темп достигал 10 тыс. км в год. Россия была в числе первых стран, освоивших прогрессивный вид транспорта.

В период начального развития железных дорог были созданы основные технические средства для железнодорожного транспорта.

Много новых технических решений было реализовано в паровозах: это многотрубный котел, поворотная тележка, подвесные рессоры и многое другое. Паровоз стал надежной конструкцией и, можно сказать, символом научно-технического прогресса в те годы.

Технические достижения были сделаны в вагоностроении – созданы основные конструкции грузовых и пассажирских вагонов. Первые вагоны, подобно гужевым повозкам и каретам были 2-осными. В 40-е гг. XIX в. начали выпускать 4-осные грузовые вагоны.

На железных дорогах сначала использовались ручные тормозные устройства, затем были разработаны системы механических тормозов, в т.ч. паровой тормоз Стефенсона. Для подвижного состава была создана винтовая сцепка. На сортировочных станциях маневры делали осаживанием, в 1846 г. в Германии была построена первая сортировочная станция, расположенная на уклоне.

Постепенно сформировалась типовая конструкция железнодорожного пути – широкоподошвенные рельсы и деревянные шпалы. Развитие получило мостостроение, строительство виадуков, тоннелей и других искусственных сооружений.

Создавались средства управления движением поездов. Для сигнализации днем использовались флажки, ночью – фонари, с 1834 г. – поворачивающиеся на столбах диски; звуковым сигналом стал паровозный свисток.

В 1841 г. англичанин Грегори изобрел семафор. На железных дорогах широко стали использовать систему блокировки Тейера (1852 г., Англия), затем – автоматическую блокировку (1859 г., Франция). Для связи применялся телеграф, изобретенный американцем С. Морзе (1838).

Таким образом, на первом этапе развития железнодорожного транспорта сформировались основные технические средства железных дорог, а строительство дорог стало одним из важнейших направлений развития промышленного потенциала в мире.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

— третий — период между Первой и Второй мировыми войнами, когда железные дороги являлись основным видом сухопутного транспорта.

— четвертый — период 1950- 1980 гг., в который железные дороги стали испытывать мощную конкуренцию со стороны других видов транспорта;

— пятый— современный период подъема железнодорожного транспорта.

Первый этап (1825-1860 гг.)

В этот период вслед за Англией к строительству железных дорог приступили другие страны. Итак, первая железная дорога в Англии была построена в 1825 г., в США — в 1830 г., во Франции — в 1833 г., в Германии и Бельгии — в 1835 г., в России — в 1837 г. (железная дорога Петербург— Царское Село). Позже железные дороги появились и в других странах Европы.

В России первые серийные грузовые вагоны появились в 1846 г., причем они были четырехосными. Однако из-за того, что раму и кузов такого вагона выполняли деревянными, снижалась его грузоподъемность; поэтому перешли на бестележечные двухосные вагоны, подобные западноевропейским.

Для перевозки пассажиров использовали обычные экипажи и кареты, которые ставили на железнодорожные платформы или прямо на рельсы. Создаваемые пассажирские вагоны напоминали кареты или почтовые дилижансы либо представляли собой просто платформы со скамейками и даже без крыши.

Примитивными были первые тормозные устройства — например, рычаг, прижимаемый тормозильщиком вручную к ободу колеса.

На первом этапе развития железных дорог была создана винтовая сцепка, которую в течение длительного времени применяли, да и сейчас применяют, на железных дорогах всего мира.

Постепенно сформировалась конструкция пути. Сначала применяли двухголовые рельсы с тем, чтобы после износа одной головки рельс можно было бы перевернуть и использовать его другую сторону. Такие рельсы, кстати, были уложены на Царскосельской дороге в России. Но эта идея не оправдала себя. Применялись также рельсы грибовидные, рыбобрюхие и других типов. Наиболее надежными оказались широкоподошвенные рельсы. Вначале их масса составляла 20-30 кг на погонный метр; изготавливали рельсы из чугуна, а затем стали делать стальными.

В качестве шпал на линии Ливерпуль — Манчестер пытались использовать каменные опоры, однако такая конструкция оказалась дорогой и неудобной в эксплуатации.

Читайте так же:
Можно ли залить в аккумулятор кипяченую воду

Широкоподошвенные рельсы и деревянные шпалы быстро стали типовой конструкцией пути.

Для железных дорог необходимы были и искусственные сооружения: мосты, виадуки, тоннели. Потребовались и средства управления движением поездов. С этой целью сначала рядом с путями устанавливали посты, где дежурили сторожа, подавая сигналы поездам: днем — флажками, ночью —фонарем. Но уже в 1834 г. на линии Ливерпуль — Манчестер были введены стационарные сигналы —поворачивающиеся на столбах диски.

Возникла и проблема сортировочных станций. Маневры делали осаживанием. Железные дороги быстро набирали силу, однако отношение к ним в самом начале не было однозначным.

Говорили, что железные дороги не выгодны, так как уменьшают доходы государства от использования гужевого и водного транспорта. Некоторые врачи утверждали, что поездки по железной дороге вызовут тяжелые заболевания мозга. Утверждали, что коровы перестанут пастись, куры — нести яйца, что отравленный паровозом воздух будет убивать птиц и т.д. Но было и другое мнение. Генрих Гейне в 1843 г. писал о значении изобретения железных дорог следующее: «. То же самое должны были переживать наши предки, когда была открыта Америка, когда изобретение пороха возвестило о себе первыми вы­стрелами, когда книгопечатание пустило в мир первые заглавные листы божественного слова. Железная дорога также является таким решающим событием, которое изменяет цвет и внешний вид жизни; начинается новая глава всемирной истории, и наше поколение должно гордиться тем, что оно живет в такое время».

Таким образом, на первом этапе развития железнодорожного транспорта сформировались основные технические средства железных дорог, а строительство дорог стало одним из важнейших направлений развития промышленного потенциала в мире. [https://studopedia.ru/2_17188_osnovnie-etapi-razvitiy..]

Второй этап (1860 г. — Первая мировая война)

Второй этап — это период бурного развития железных дорог. В среднем в год строилось около 20 тыс. км новых линий. Паутина железных дорог покрыла все континенты. Важной вехой стал 1910г., когда протяженность железных дорог в мире превысила 1 млн. км.

Возникла проблема провозной способности. Паровозы становились все более мощными. Для снижения боковых сил стали делать сочлененные экипажи. Наибольшее распространение получил построенный в США в 1894 г. сочлененный паровоз типа «Маллет» В России Брянский и Путиловский заводы в 1898 г. также создали сочлененные паровозы, у которых было по шесть движущих осей.

Но на смену паровой уже шла тепловозная и электрическая тяга.

Днем рождения электрической тяги принято считать 31 мая 1879г., когда на промышленной выставке в Берлине была продемонстрирована первая электрическая железная дорога длиной 300 м, построенная Вернером Сименсом.

Первоначально электрическая тяга применялась на городских трамвайных линиях и на промышленных предприятиях, особенно на рудниках и в угольных шахтах. Но очень скоро оказалось, что она выгодна на перевальных и тоннельных участках железных дорог, а также в пригородном движении и в городских транспортных системах.

В России еще в 1913 г. начали электрификацию линии Петербург — Ораниенбаум, но Первая мировая война помешала ее завершить.

Совершенствовались и вагоны. В 1867 г. на заводах Пульмана (США) были построены пассажирские вагоны, в которых имелись мягкие сиденья. В 1873 г. такие вагоны появились в Европе. Начали строить вагоны-столовые, вагоны-рестораны, салон-вагоны.

Быстро совершенствовались все технические средства Железных дорог, отметим лишь некоторые из них:

— 1869г. — Джордж Вестингауз изобрел пневматический тормоз;

— 1890— 1900 гг. — железные дороги США перешли на автосцепку.

Совершенствовалось и путевое хозяйство — в частности, стальные рельсы полностью вытеснили чугунные. Вес 1пог. м рельса достиг 40-50 кг.

Таким образом, к концу второго этапа в основном сложилась сеть железных дорог. Железнодорожный транспорт стал основным видом сухопутного транспорта.

Но началась Первая мировая война, и сразу проявилось большое военное значение железных дорог. Впрочем, в США это выяснилось значительно раньше — в период Гражданской войны между Севером и Югом. В России железные дороги интенсивно использовали в период русско-турецкой и русско-японской войн.

Сейчас применяются ракетные установки на железнодорожном ходу; они имеются как в США, так и в России. Недавно наличие таких поездов перестало быть секретом.

Третий этап (между Первой и Второй мировыми войнами)

В 30-е годы XX в. происходило существенное развитие железных дорог СССР: строились новые линии, создавались новые локомотивы, в том числе электровозы и тепловозы, усиливалось путевое хозяйство, быстро рос объем грузооборота.

В период между двумя мировыми войнами во многих странах начался перевод железных дорог на тепловозную тягу, а также их электрификация; грузоподъемность четырехосных вагонов была доведена до 60 т, нагрузка на ось —до 20 т.

Читайте так же:
Как восстановить здоровье жесткого диска

Важное изменение произошло в тормозном хозяйстве — разделение тормозов на грузовые и пассажирские. Все более широкое применение получала автосцепка, хотя на железных дорогах Европы, кроме СССР, из-за разногласий между странами она так и не была внедрена.

Большое распространение получали средства автоматики, телемеханики и связи. Автоблокировка, диспетчерская централизация, радиосвязь широко внедрялись в этот период на железных дорогах.

Однако в эти годы быстро развивались и три мощных конкурента железных дорог:

— авиация — для дальних пассажирских перевозок;

— автомобили — для перевозок на короткие расстояния и доставки ценных грузов;

— трубопроводы — для наливных грузов.

Вторая мировая война в большинстве развитых стран несколько отодвинула момент сдачи железными дорогами своих позиций. Это произошло после войны.

Четвертый этап (1945 -1980 гг.)

Для этапа, который начался в 1945 г., характерен отток от железных дорог как пассажиров, так и грузов.

В Париже закрылось несколько вокзалов. Закрывались железные дороги в США.Постепенно исчезли знаменитые трансъевропейские и трансамериканские поезда. Междугородные пассажиры отдавали предпочтение авиации. Парк пассажирских вагонов за 1970-е годы на железных дорогах США сократился в 3 раза. Произошел и отток грузов.

Практически всю нефть и продукты ее переработки в США и европейских странах перекачивают по трубопроводам.

Кроме того, начали формировать многогруппные поезда для сокращения маневровой работы на грузовых и промежуточных станциях. Для этого необходимо было сооружать вспомогательные парки на сортировочных станциях, резко увеличилось общее число сортировочных путей.

Конечно же, большое внимание уделялось совершенствованию тяги. К 1956г. железные дороги США практически полностью перешли на тепловозную тягу.

В Европе в основном получила применение электрическая тяга. Больших успехов в электрификации железных дорог достиг СССР, п котором протяженность электрифицированных путей была наибольшей в мире. Это относится и к Российским железным дорогам.

Однако были сделаны попытки возрождения паровой тяги.

Крупным достижением железных дорог в этот период явилось массовое внедрение контейнерных перевозок. Число контейнеров сегодня превышает 6 млн. ед., т.е. их стало больше, чем вагонов.

Постоянно повышалась грузоподъемность вагонов, наибольшей она была в США, где средняя грузоподъемность одного вагона приближается к 80 т; для сравнения: на дорогах СНГ она составляет примерно 65 т. Для снижения массы тары вагонов реализуют специальные конструктивные решения, а также используют новые, более легкие материалы. Все большее применение находят алюминиевые сплавы. Можно назвать и другие направления принципиального совершенствования технических средств железнодорожного транспорт — это внедрение вычислительной техники, систем механизации, автоматизация технологических процессов и многое другое. Все это позволило железным дорогам к 80-м годам XX века значительно повысить качество перевозок и стабилизировать ситуацию: падение объема грузовых перевозок было остановлено, начался его постепенный рост.

Современный период развития железных дорог (пятый этап)

Серьезным вызовом такому конкуренту в пассажирских перевозках как авиация, явились высокоскоростные поезда. Кто бы мог подумать, что поезда обгонят самолеты? А ведь обогнали!

Высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) действуют в мире с 1964г., т.е. 40 лет. Первая такая дорога была построена в Японии (Токио — Осака). К настоящему времени в Японии протяженность высокоскоростных линий превышает 2000 км; В 1981 г. начала действовать первая высокоскоростная линия в Европе — это магистраль Париж — Лион (Франция) протяженностью 417 км.

В Германии первая линия ВСМ появилась в 1991 г., сегодня здесь протяженность таких линий составляет 800 км.

С 1994г. после ввода в эксплуатацию Евротоннеля (с легкой руки журналистов его иногда называют «тоннель под Ла-Маншем») между Великобританией и Францией организовано движение поездов Париж — Лондон. Евротоннель — это официальное название; проходит этот тоннель не под Ла-Маншем, как нередко говорили и писали, да и говорят сейчас, а под проливом Па-де-Кале, расположенным около пролива Ла-Манш со стороны Северного моря

Евротоннель — это грандиозное сооружение. Вот только несколько цифр: общая длина двух основных и вспомогательных тоннелей составляет 160 км, площадь двух терминалов — на французском и британском берегах — равна 800 га. Специально для тоннеля созданы вагоны пяти типов, в эксплуатации находится более 600 вагонов, и число их будет увеличиваться.

Таким образом, у железных Дорог появились новые возможности, связанные с преодолением морских проливов беспаромным сообщением. Крупные работы в этом направлении по организации прямой беспаромной связи ведутся в Дании, Швеции и Норвегии.

Общая протяженность существующих в настоящее время в мире ВСМ равна примерно 6000 км, а длина сети, по которой осуществляется движение поездов ВСМ, составляет 15 000 км. За время существования высокоскоростных магистралей по ним было перевезено около 10 млрд. пассажиров при высоком уровне безопасности.

Читайте так же:
История входов в стим

Когда в России появилась первая железная дорога

Еще в XVIII веке на некоторых российских родничках сооружались колейные дороги, по которым вывозили руду. Рельсы в то время заменяли деревянными брусками, по ним лошадь могла вытянуть груз, намного больший, чем по обычной грунтовой дороге. Но, деревянные «рельсы» имели серьезный недостаток: они быстро изнашивались и требовали замены. Во второй половине XVIII века их начали заменять на чугунные, а первая общественная железная дорога в Российской империи была открыта 30 октября 1837 года.

Инициатором строительства такой дороги стал чешский инженер Франц фон Герстнер, профессор политехнического института в Вене. В 1835 году он прибыл в Санкт-Петербург, смог добиться аудиенции у императора Николая Первого и убедить его в том, что железные дороги просто необходимы для Российской империи. Главный аргумент Герстнера был таким: по железной дороге можно быстро перебросить войска во время военный действий.

Император посчитал данный аргумент убедительным и 21 марта 1836 года им был подписан Указ о сооружении железнодорожного пути от Петербурга до Царского Села и Павловска. Строительные работы начались в мае того же года. Деньги на сооружение дороги были выделены графом Бобринским, инициатором строительства Францем фон Герстнером, а также предпринимателями из России, США и Германии. Уже ранней осенью удалось провести несколько пробных рейсов от Павловска до Царского Села. В качестве тягловой силы тогда использовали еще не паровоз, а лошадей.

Первый паровоз вышел на линию 3 ноября 1836 года. Доставить его из Англии оказалось делом непростым, пришлось разобрать на множество более мелких частей, морским путем паровоз привезли в Кронштадт, а оттуда в Царское село, сначала по Обводному каналу, затем на лошадях.

Помимо инженера Герстнера строительством железной дороги руководили около двух десятков высококвалифицированных инженеров из Европы, некоторые из них имели опыт работы в Англии. Общее количество работников в наиболее интенсивный период достигало двух тысяч человек. Паровозы приобретались в Англии и Бельгии. К моменту открытия регулярного движения их было шесть. Кроме паровозов было закуплено 44 пассажирских вагона и 19 грузовых.

Ширина колеи Царскосельской железной дороги составляла 1829 мм, что значительно отличалось от Европы, где этот показатель равнялся 1435 мм. Такие изменения были внесены по решению Франца фон Герстнера. Именно Герстнер и управлял первым рейсом паровоза. Расстояние в 27 километров было преодолено невероятно быстро для того времени — за 35 минут, а обратный путь всего за 27.

Торжественное открытие Царскосельской железной дороги прошло 30 октября 1837 года. Среди почетных гостей этого мероприятия был сам император Николай Первый. Как сообщала газета «Ведомости», «восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург ‑ Царское Село». В Царском Селе это грандиозное событие было отмечено банкетом.

Несколько первых месяцев в качестве тягловой силы использовали лошадей, а паровоз возил состав только по воскресным дням и праздникам. Только в апреле 1838 года гужевая тяга была полностью заменена на паровую. Воспользоваться услугами нового вида транспорта могли все желающие, правда, цены сильно «кусались». Билет в вагон 1-го класса стоил 75 копеек, а пассажиры 4-го класса должны были заплатить за поездку 20 копеек.

Билеты в то время были предназначены для многоразового использования, поэтому изготавливали их из латуни. Это позволило сократить расходы на их производство. Переход на бумагу был произведен только в 1860 году. Билеты разных классов различались по цвету.

С мая 1838 года было установлено постоянное расписание движения поездов. Составы выходили на линию в 9 часов утра и обслуживали пассажиров до 22 часов. Интервал между поездами составлял 3-4 часа. Сначала дорога была однопутной, затем проложили второй путь. Существовал также и «Императорский путь», по которому передвигались только правители со своими семьями.

Строительство Царскосельской железно дороги обошлось в 5 000 000 рублей, но уже в 1838 году ее услугами воспользовались около 700 000 пассажиров. В течение нескольких лет расходы окупились, а дорога начала приносить прибыль. Самостоятельной Царскосельская железная дорога была до 1900 года, после чего ее включили в состав Московско‑Виндаво‑Рыбинской. Линию от Петербурга до Царского Села пришлось серьезно реконструировать, так как ширина колеи на железных дорогах в то время составляла уже 1524 мм.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector