Parus16.ru

Парус №16
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Разрешение экрана — грубо говоря, это количество точек изображения на определенную площадь. Чем больше точек — тем четче и качественнее изображение. Так вот, у каждого монитора есть свое оптимальное разрешение, в большинстве случаев, которое и нужно задать для качественной картинки на экране.

Чтобы изменить разрешение экрана монитора, иногда, приходится потратить некоторое время (на настройку драйверов, Windows и пр. моменты). Кстати, от разрешения экрана зависит здоровье ваших глаз — ведь, если картинка на мониторе не качественная, то глаза быстро устают (об этом подробнее здесь: .

В этой статье рассмотрю вопрос изменения разрешения, и типовые проблемы и их решение при этом действии. Итак …

Какое разрешение выставить

Пожалуй, это один из самых популярных вопросов, при изменении разрешения. Дам один совет, при выставлении сего параметра, в первую очередь, ориентируюсь на удобство работы.

Как правило, это удобство достигается при выставлении оптимального разрешения для конкретного монитора (у каждого оно свое). Обычно, оптимальное разрешение указывается в документации к монитору (на этом я останавливаться не буду

Как узнать оптимальное разрешение?

1. Установить видео-драйвера для своей видео-карты. О программах для авто-обновления я упоминал здесь:

2. Далее щелкнуть правой кнопкой мышки на рабочем столе в любом месте, и в контекстном меню выбрать параметры экрана (разрешение экрана). Собственно, в настройках экрана, увидите возможность выбора разрешения, одно из которых будет помечено, как рекомендуемое (скриншот ниже).

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Можно так же воспользоваться разнообразными инструкциями по подбору оптимального разрешения (и таблицами из них). Вот, например, вырезка из одной такой инструкции:

  • — для 15-дюймовых: 1024х768;
  • — для 17-дюймовых: 1280×768;
  • — для 21-дюймовых: 1600х1200;
  • — для 24-дюймовых: 1920х1200;
  • ноутбуки 15.6 дюйма: 1366х768.

Важно! Кстати, для старых ЭЛТ-мониторов, важно выбирать не только правильное разрешение, но и частоту развертки (грубо говоря, то сколько раз монитор моргнет за секунду). Измеряется этот параметр в Гц, чаще всего мониторы поддерживают режимы в: 60, 75, 85, 100 Гц. Для того, чтобы не уставали глаза — выставите, по крайней мере, не меньше 85 Гц!

Изменение разрешения

1) В видео-драйверах (на примере Nvidia, Ati Radeon, IntelHD)

Один из самых простых способов изменить разрешение экрана (да и вообще, настроить яркость, контрастность, качество картинки и прочие параметры) — это воспользоваться настройками видео-драйвера. В принципе, настраиваются они все аналогично (покажу несколько примеров ниже).

Крайне популярные видео-карты, особенно в последнее время. Почти в половине бюджетных ноутбуков можно встретить подобную карту.

После установки драйверов для нее, просто щелкните по значку в трее (рядом с часами), чтобы открыть настройки IntelHD (см. скриншот ниже).

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Далее нужно зайти в настройки дисплея, затем открыть раздел «Основные настройки» (перевод может несколько отличаться, в зависимости от версии драйвера).

Собственно, в этом разделе можно задать нужно разрешение (см. скрин ниже).

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

AMD (Ati Radeon)

Можно воспользоваться так же значком в трее (но он есть далеко не в каждой версии драйвера), либо просто щелкнуть правой кнопкой мышки в любом месте рабочего стола. Далее во всплывшем контекстном меню откройте строку «Catalyst Control Center» (прим.: см. фото ниже. Кстати, название центра настройки может несколько различаться, в зависимости от версии ПО).

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Далее в свойствах рабочего стола можно установить нужное разрешение экрана.

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

1. Сначала щелкаете правой кнопкой мышки в любом месте на рабочем столе.

2. Во всплывшем контекстном меню выбираете «Панель управления Nvidia» (скрин ниже).

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

3. Далее в настройках «Дисплея» выбираете пункт «Изменение разрешения». Собственно, из представленных останется только выбрать нужное (скрин ниже).

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

2) В Windows 8, 10

Бывает такое, что значка видео-драйвера нет. Происходить это может по нескольким причинам:

  • переустановили Windows, и у вас установился универсальный драйвер (который ставиться вместе с ОС). Т.е. отсутствует драйвер от производителя…;
  • встречаются некоторые версии видео-драйверов, которые не «выносят» автоматически значок в трей. В этом случае можно найти ссылку на настройки драйвера в панели управления Windows.

Ну, а для изменения разрешения, можно так же воспользоваться панелью управления. В поисковой строке наберите «Экран» (без кавычек) и выберите заветную ссылку (скрин ниже).

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Далее перед вами откроется список всех доступных разрешений — просто выберите нужное (скрин ниже)!

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

3) В Windows 7

Щелкните на рабочем столе правой кнопкой мышки и выберите пункт «Разрешение экрана» (так же этот пункт можно найти в панели управления).

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Далее вы увидите меню в котором будут отображены все возможные режимы доступные для вашего монитора. Кстати, родное разрешение будет помечено, как рекомендуемое (как уже писал, в большинстве случаев оно обеспечивает самую лучшую картинку).

К примеру, для 19-дюймового экрана родным является разрешение на 1280 x 1024 пикселей, для 20-дюймового: 1600 x 1200 пикселей, для 22-дюймового: 1680 x 1050 пикселей.

Старые мониторы на основе ЭЛТ позволяют поставить разрешение намного выше, чем для них рекомендуется. Правда, в них очень важная величина — частота, измеряемая в герцах. Если она ниже 85 Гц — у вас начинает рябить в глазах, особенно на светлых тонах.

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

После изменения разрешения нажмите «OK». Вам дается 10-15 сек. времени на подтверждение изменений настроек. Если за это время вы не подтвердите — оно восстановиться на прежнее значение. Это сделано для того, чтобы если картинка у вас исказиться так, что вы ничего не сможете распознать — компьютер вернулся вновь в рабочую конфигурацию.

4) В Windows XP

Практически ничем не отличается от настройки в Windows 7. Щелкаете правой в любом месте на рабочем столе и выбираете пункт «свойства».

Читайте так же:
Гугл карты ростов великий

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Далее переходите во вкладку «Параметры» и перед вами появится картинка, как на скрине ниже.

Как изменить разрешение экрана монитора? Выбор оптимального разрешения

Здесь можно будет выбрать разрешение экрана, качество цветопередачи (16/32 бита).

Кстати, качество цветопередачи характерно для старых мониторов на основе ЭЛТ. В современных по умолчанию стоит 16 бит. Вообще, этот параметр отвечает за количество цветов, отображаемых на экране монитора. Только вот человек не способен, практически, отличить разницу между 32 битным цветом и 16 (возможно опытные редакторы или игроманы, которые много и часто работают с графикой). То ли дело бабочки…

Матрица видеорегистратора – как она влияет на качество видео

Еще один элемент видеорегистратора, от которого зависит качество съемки, это матрица.

Матрица на плате видеорегистратораМатрица на плате видеорегистратора

Матрица представляет собой микросхему, расположенную сразу за объективом видеорегистратора. Матрица ловит проходящий через линзы объектива световой поток и преобразует его в цифровой сигнал, который отправляется на процессор.

Схема работы матрицыСхема работы матрицы

Устройство матрицы

Мы не будем вдаваться в подробности устройства матрицы, так как наша цель – это выбор хорошего видеорегистратора, а не изучение основ фото- и видеосъемки. Но мы все же пройдемся по основным компонентам матрицы поверхностно, чтобы вы имели хоть какое-нибудь представление о ее работе. Для начала разберемся в основных терминах:

Матрица в современных регистраторах представляет собой микросхему, поверхность которой состоит из чувствительных к свету элементов – пикселей. Каждый пиксель отвечает за преобразование попадающего на него света в электрический сигнал.

Несмотря на то, что многие представляют пиксели матрицы цветными, они являются монохромными. Поэтому для получения цветной картинки приходится применять специальные фильтры, например, мозаичные. Суть заключается в том, что матрица покрывается тончайшим фильтром, который осуществляет деление сенсора на субпиксели трех цветов – красный, зеленый и синий. Например, в фильтре Байера один пиксель делится на 4 субпикселя: 2 зеленых, красный и синий.

Устройство матрицыУстройство матрицы Как получается изображение на матрицеКак получается изображение на матрице

Так, рассматривая матрицу видеорегистратора под микроскопом, вы увидите следующую картину:

Матрица видеорегистратора под микроскопомМатрица видеорегистратора под микроскопом

Виды матриц

Принцип работы технология CMOS заключается в том, что каждый пиксель изображения оцифровывается отдельно, а уже затем склеивается в единую картинку. CCD-матрицы сначала собирают цельное изображение в аналоговой версии, а уже затем производят его оцифровку.

Матрицы, разработанные по технологии CCD имеют низкий уровень шумов, высокую чувствительность и высокий коэффициент заполнения пикселей, но сложны в разработке, потребляют много энергии, а также дорого стоят.

CMOS-матрицы обладают низким энергопотреблением, высоким быстродействием, дешевле и проще в производстве, но обладают пониженным коэффициентом заполнения пикселей, а также высоким уровнем шума.

CMOS и CCD матрицыCMOS и CCD матрицы

Из описанных особенностей можно сделать вывод, что CCD-матрица дает более качественное изображение, чем CMOS. Так и было на заре появления первых матриц для видеооборудования, но благодаря современной инженерии удалось достичь совершенства технологии CMOS. Поэтому ее применение в видеорегистраторах стало более оправдано из-за меньшего энергопотребления и низкой цены.

Количество пикселей и светочувствительность

Многие люди ошибочно полагают, что качество съемки напрямую зависит от количества мегапикселей в матрице. На самом деле, разрешение матрицы действительно влияет на детализацию изображения, но это лишь один из параметров, из которых складывается качественная картинка. Немаловажную роль здесь также играет светочувствительность.

Светочувствительность (ISO) – чувствительность матрицы видеорегистратора к объему получаемого света. А мы знаем, что изображение формирует свет, падающий на объектив устройства. Поэтому чем больше света уловит матрица, тем лучше будет конечное изображение. Особенно важную роль светочувствительность играет при съемки в ночное время суток.

Физический размер матрицы и пикселя

Фото платы видеорегистратора для оценки размера матрицыФото платы видеорегистратора для оценки размера матрицы

Проблема в том, что производитель крайне редко указывает размер пикселей матрицы. Но в интернете есть мнение, что размер пикселя можно вычислить самостоятельно, воспользовавшись следующей формулой: n = (x/a) x 1000, где n – размер физического пикселя в микрометрах; х – размер одной из сторон матрицы в миллиметрах; а – кол-во пикселей соответствующей стороны.

Так, если мы имеем матрицу размером 5.76мм х 3.24мм с разрешением 2.1 Мп (1920×1080), то размер одного пикселя будет: (5.76/1920)*1000=3 мкм. Такой же результат получим, если посчитаем по вертикали: (3.24/1080)*1000=3 мкм. Иными словами, матрица с таким размером будет иметь 2 073 600 пикселей размером 3х3 мкм.

Но все не так просто! Пиксели не располагаются вплотную друг к другу, между ними есть изоляционный слой, который может отличаться от матрицы к матрице, поэтому использовать подобные формулы можно лишь для получения примерных цифр.

Помимо этого, вы вряд ли найдете точное разрешение матрицы, так как оно не всегда точно равно 1920х1080, а может быть, например, 1936х1097, но производитель представит его в привычных нам цифрах.

В таблице мы перечислим наиболее популярные на рынке видеорегистраторов размеры матриц. Размеры перечислены от наименьшего к наибольшему.

Диагональ матрицы, видиконовые дюймыДиагональ матрицы, мм*
1/4”4.45
1/3.2”5.56
1/3”5.64
1/2.8”6.35
1/2.7”6.58
1/2.5”6.77
1/2”8.0
1/1.8”8.94
1/1.7”9.5

*Значения в миллиметрах не являются точными, это приблизительные размеры матрицы.

Например, матрица SONY STARVIS IMX307 имеет диагональ 1/2.8 в видиконовых дюймах, что соответствует 6.35 мм, если учитывать общепринятые стандарты. Но дело в том, что в технической документации от Sony данная матрица имеет диагональ 6.46 мм. Все это говорит о том, что видиконовые дюймы это условная мера, по которой не получиться узнать реальные размеры матрицы.

Еще одной проблемой является тот факт, что многие производители просто не выкладывают в общий доступ информации о том, какая матрица установлена в их видеорегистраторе, что также затрудняет поиск информации.

Для тех, кто хочет более подробной аналитики мы предлагаем воспользоваться нашими рейтингами, в которых мы учитываем реальный размер пикселей матриц.

Если кто-то все же сможет добраться до подробных характеристик, то знайте, что желательно выбирать то устройство, в котором размер пикселей не меньше 2 мкм. Идеальным размером можно считать 3 мкм.

Как выбрать видеорегистратор с хорошей матрицей

Мы знаем, что размер пикселя должен варьироваться от 2 до 3 мкм. А теперь давайте разберемся, как подобрать хорошую матрицу, если мы знаем только ее физический размер и разрешение.

Если матрица имеет разрешение 3840×2160 (4К или 8 мегапикселей), то ее размер должен быть не меньше 1/1.8”, так как именно в таком случае вы получите пиксели от 2 мкм. Идеальным вариантом можно считать матрицы размером 1/1.7” и больше. Неплохая матрица для съемки в 4К: OmniVision OS08A10.

Если матрица имеет разрешение 2560х1440 (2К или 3.5-4 мегапикселя), то ее физический размер не должен быть меньше 1/3”. Идеальным примером можно считать матрицы размером 1/2.8” и больше. Чаще всего для съемки в 2К на рынке встречается сенсор OmniVision OV4689.

Super HD (2304×1296 пикселей – 3 Мп) – промежуточный формат, который чаще всего имеют видеорегистраторы с матрицами на 4 Мп (2560х1440). То есть для подобных устройств матрица должна иметь размеры не меньше 1/3”.

Матрица с разрешением 1920х1080 (FullHD или 2.1 мегапиксель) должна иметь размер не меньше 1/4”. Но, учитывая веяние современных технологий, покупатель бюджетного видеорегистратора может рассчитывать на FullHD матрицу размером 1/3” и больше. Идеальный размер матрицы для размещения 2 миллионов пикселей начинается с 1/2.9” и может достигать 1/2” на топовых моделях. Хорошие матрицы для такого формата: Sony Exmor IMX323, OmniVision OV2710, Sony Starvis IMX291.

Другие характеристики матрицы

Данный пункт имеет в своем названии слово «другие», так как эти характеристики не имеют большого значения при выборе матрицы для видеорегистратора.

Соотношение сигнал/шум

Данный параметр определяет соотношение чистого полезного сигнала и шума на конечной видеозаписи устройства. Шум – это искажение картинки в виде белых и серых точек.

Сравнение фото с шумоподавлением и безСравнение фото с шумоподавлением и без

Светочувствительность напрямую влияет на шум. Так, увеличивая ISO видеорегистратора, шумы на конечной видеозаписи будут более заметны. Все дело в том, что, увеличивая уровень светочувствительности, происходит усиление всех сигналов, получаемых с пикселей, а это неминуемо ведет к увеличению посторонних сигналов (помех).

Динамический диапазон

Динамический диапазон – способность матрицы передавать весь спектр цветов и яркостей снимаемого объекта. Иными словами, чем больше динамический диапазон, тем лучше камера передает яркость и цвета в таком виде, в каком их видим мы. Высокий динамический диапазон у видеорегистратора позволяет качественно снимать как слишком светлые участки окружающего мира, так и совсем темные.

Немного о производителях матриц

На рынке видеорегистраторов есть 4 основных поставщика матриц:

  • Sony – японская транснациональная корпорация, образованная еще в 1946 году. Выпуском CMOS-матриц компания начала заниматься с 2007 года;
  • OmniVision – американская компания, основанная в 1990 году. Главное направление компании – разработка матриц для цифрового оборудования;
  • Aptina – американская компания, специализирующаяся на выпуске CMOS-матриц, а также видеопроцессоров. С 2014 года принадлежит On Semiconductor;
  • On Semiconductor – американская компания, основанная в 1999 году. Матрицы данного производителя иногда можно встретить в видеорегистраторах. Выпускаются сенсоры под маркировкой AR. Из наиболее популярных можно отметить: AR0330CS, AR0522SR и т.д.

Все 4 производителя выпускают качественные и надежные продукты, поэтому вы можете им доверять. Я бы рекомендовал выбирать видеорегистратор с матрицей одной из этих компаний.

Резюмируем

Основные тезисы, которые вы должны понять:

  1. CMOS – это технология, по которой работает матрица. Практически все видеорегистраторы на рынке имеют CMOS-матрицу, поэтому ее наличие ничего не говорит о качестве съемки;
  2. Главный параметр для матрицы – размер пикселя. Чем больше пиксели на матрице, тем качественнее изображение, лучше светочувствительность, шире динамический диапазон и меньше шумов на видео;
  3. Не стоит гнаться за мегапикселями! 2-3 Мп на матрице с физическим размером 1/3” гораздо лучше, чем 5 Мп на матрице такого же размера. Разрешение матрицы отвечает за детализацию изображения, но должно рассматриваться в совокупности с ее физическим размером;
  4. Покупайте видеорегистраторы с матрицами проверенных производителей. К таким относятся: Sony, OmniVision и Aptina.

Подведем итог: что делать покупателю

Фото матрицы на плате видеорегистратора

Для оценки матрицы в видеорегистраторе есть 3 основных параметра:

  • Количество пикселей (разрешение);
  • Физический размер матрицы;
  • Размер пикселя матрицы.

А также второстепенные параметры:

  • Соотношение сигнал/шум;
  • Динамический диапазон;
  • Светочувствительность.

Найти информацию обо всех указанных параметрах крайне сложно, поэтому у покупателя остается 3 вариант для выбора качественного видеорегистратора:

Как выбрать монитор

Для начала решите, как вы будете использовать монитор. Это поможет вам составить список требований. Например, для игры в Dota2 критично низкое время отклика пикселя, а для обработки видео — цветопередача. Вот примерные характеристики мониторов для разных задач.

На что смотреть в первую очередь

Хороший монитор будет решать ваши задачи и прослужит 5-7 лет. При покупке нового монитора уточните возможности компьютера: процессора и видеокарты. Чтобы не пришлось переплачивать за лишние мощности и тратить время на замену монитора, посоветуйтесь с нашими экспертам. Это можно сделать в разделе «Вопрос-ответ» на странице понравившегося товара.

Диагональ экрана

Обычно, чем больше диагональ, тем дороже монитор. 21-22 дюйма подойдут только для самых простых задач, например, проверки почты. Для работы с текстами, таблицами и серфинга в интернете больше подойдет диагональ 23-24 дюйма. Такие модели обычно недорогие, около 8 000 рублей. Для игры и работы с изображениями выбирайте диагональ от 27 дюймов.

Выбирайте диагональ побольше, если у вас плохое зрение или вы сидите далеко от монитора.

Выберите в каталоге

Соотношение сторон

Соотношение сторон 16:9

Самый распространенный формат. Подходит для серфинга в интернете, работы с изображениями, игр, просмотра фильмов, YouTube, Twitch.

Соотношение сторон 5:4

Устаревший формат. Только для работы с документами.

Соотношение сторон 21:9

Подходит для работы с изображениями, просмотра фильмов в широкоэкранном формате и игр.

Соотношение сторон 32:9

Сверхширокий монитор, совмещает два полноценных экрана по 27 дюймов. Нужен для работы с большим объемом данных.

Разрешение

  • 1366х768
  • 1600х900 (HD)

Для подготовки договоров, ведения бухгалтерии, серфинга в интернете.

  • 1920х1080 (Full HD)

Универсальное решение для простых игр, работы с текстами, создания презентаций, просмотра фильмов, несложной работы с фото и видео.

  • 2560×1440 (2K)
  • 2560х1080
  • 3440х1440

Промежуточные между Full HD и 4K форматы. Популярны среди геймеров, любителей кино и тех, кто профессионально работает с графикой.

  • 3840х2160 (4K)

Для игр, профессиональной обработки фото, работы с иллюстрациями для книг и журналов. На таком экране можно рассмотреть мельчайшие детали.

Выберите в каталоге

Тип матрицы

Матрица — основа экрана, от ее типа зависят яркость, контрастность, время отклика пикселя и реалистичность цветопередачи.

монитор с матрицей TN (TN+Film)

TN (TN+Film)

  • Работа с кодом и текстом

Самый бюджетный вариант, в основном для работы с текстом, кодом, может использоваться как второй экран. Не подходит для работы с изображениями и мультимедиа из-за низкого качества цветопередачи, низкой контрастности и яркости, плохого угла обзора. Искажает картинку, если смотреть на нее под углом. Из плюсов — самое низкое время отклика, поэтому матрица TN встречается в игровых моделях с частотой обновления от 144 Гц и выше.

монитор с матрицей IPS (PLS)

IPS (PLS)

  • Работа с кодом и текстом
  • Работа с изображениями
  • Не динамичные игры

Хорошие качество цветопередачи и яркость, широкие углы обзора, нет искажений при просмотре картинки под углом. Сравнительно высокая стоимость и не очень быстрый отклик. Подойдет для домашнего и офисного использования, для не динамичных игр и работы с изображениями.

монитор с матрицей VA (MVA, PVA)

VA (MVA, PVA)

  • Работа с кодом и текстом
  • Работа с изображениями и видео
  • Подходит для геймеров

Альтернатива основным типам матриц. Плавная передача, градиенты, качество изображения и угол обзора лучше, чем у TN, контрастность, время отклика — лучше, чем у IPS. Часто встречаются в игровых мониторах.

Выберите в каталоге

Яркость и контрастность

Яркость

Чем выше этот показатель, тем более четким будет изображение при попадании на экран света — как солнечного, так и от осветительных приборов. Яркость важна, если:

  1. Планируете поставить монитор в хорошо освещенном помещении или напротив окна, в которое светит солнце.
  2. Работаете в маленьком, плохо освещенном офисе.
  3. Собираетесь использовать монитор для профессиональной работы с графикой и видео.

Яркости в 300 кд/м 2 обычно достаточно для работы в очень светлом помещении. Для игровых моделей выбирайте яркость от 250 кд/м 2 .

Контрастность

Это отношение яркостей самой темной и самой светлой точки на экране. На мониторах с высокой контрастностью черный цвет действительно черный, а белый — чистый, не тусклый. Обычно для комфортного использования монитора достаточно контрастности 1:500, для игры и профессиональной работы нужна контрастность 1:1000 и выше.

Изогнутый экран

Изогнутый монитор

Если вы сидите перед таким экраном точно по его центру, то расстояние от любой его точки до глаз будет одинаковым. За счет этого картинка по краям не кажется искаженной, изображение становится более реалистичным, возникает эффект присутствия и полного погружения в то, что происходит у вас перед глазами. Это особенно заметно на мониторах с диагональю 32 дюйма и выше.

Мониторы с изогнутыми экранами, как правило, покупают для игры, редко — для работы. Смотреть фильмы, особенно компанией, на них неудобно — если сидеть не по центру, картинка будет искажаться.

Что нужно для дизайна и игр

Дорогие мониторы с повышенными характеристиками нужны не всем. Как правило, их выбирают геймеры и дизайнеры.

Для работы с изображениями

Монитор для работы с изображением

Глубина цвета — 8 бит и выше

Обозначает количество цветов, которое может воспроизвести монитор. Например, матрица IPS c 8-битной глубиной отображает 16,7 млн оттенков. Это минимум для работы с изображениями.

Цветовой охват — 95% sRGB и выше

Показывает, какую часть доступных человеческому зрению цветов воспроизводит монитор. Чем выше показатель, тем более естественно выглядят цвета на экране.

Для игр

Монитор для игр

G-Sync, FreeSync, Adaptive-Sync

Обеспечивают плавное воспроизведение графики. G-Sync совместима только с nVidia. FreeSync, Adaptive-Sync совместимы и с AMD, и с nVidia.

1-2 мс — время отклика

Показывает, как быстро меняется изображение. Если время отклика большое, наблюдаются «шлейфы». Для шутеров, гонок и других динамичных игр нужно время отклика не более 1-2 мс.

120 Гц — частота обновления экрана

Чем выше частота, тем быстрее вы заметите противника. Мониторы со 120 Гц и выше подойдут для онлайн-игр, где важна скорость реакции. Для остальных 60 или 75 Гц будет достаточно.

Дополнительные функции

Приятные, но необязательные функции: предустановленные профили, повышение контрастности, прицел — для шутеров, таймер — для стратегий.

Выберите в каталоге

На что еще смотреть

Эргономика

Возможность регулировать монитор по высоте, угол наклона и поворота экрана дают больше гибкости, вы сможете настроить рабочее место под себя. Поворот экрана особенно пригодится тестировщикам, программистам, дизайнерам — удобно работать с кодом и мобильными интерфейсами.

Покрытие экрана

Важно, если у вас нет возможности менять расположение рабочего места. Например, если покупаете монитор в маленькую комнату или кабинет.

  1. Глянцевое: обеспечивает яркую, сочную картинку, но бликует при попадании прямого света на экран.
  2. Матовое: картинка менее яркая и насыщенная, но не бликует при ярком свете.
Разъемы для подключения

В современных устройствах, как правило, есть порты DisplayPort и HDMI, разъем для подключения наушников, хаб с портами USB различных стандартов. Чем больше интерфейсов подключения, тем лучше. Перед покупкой проверьте выходы в компьютере или ноутбуке, чтобы позже не пришлось докупать конвертеры, переходники.

Встроенные динамики

Если они есть, можно не тратить деньги на внешнюю аудиосистему и не ломать голову над тем, куда поставить колонки. Но у встроенных динамиков, как правило, посредственный звук.

Иногда одного монитора недостаточно. Например, разработчики программируют на одном мониторе, а на втором сразу видят результат. Дизайнеры используют второй монитор с TN-матрицей, чтобы оценивать цвета. Дополнительный монитор позволяет быть более эффективными всем, кто работает в нескольких программах.

Контрастность, охват цвета, IPS или OLED: простой гайд по выбору матрицы ноутбука

При выборе ноутбука покупатели обычно смотрят на процессор, объем оперативной памяти, время работы от аккумулятора, иногда — на модель видеокарты, если речь об игровом ноутбуке. Но есть и еще один крайне важный параметр — тип матрицы. Цветовой охват, контрастность, яркость — все это определяет, какую именно картинку вы получите, и, если параметры неважные, уже ни одно железо не покажет насыщенное и сочное изображение. Мы обратились к специалисту по калибровке мониторов и экранов и узнали все, что нужно иметь в виду при выборе дисплея ноутбука.

Какие бывают матрицы и что лучше

До сих пор иногда встречается старый тип матриц TN, обычно в бюджетных моделях. Их особенность — в пространственном расположении кристаллов-затворов, регулирующих световой поток: они размещаются перпендикулярно плоскости экрана и словно скручиваются для создания разного уровня светимости пикселей.

Главная проблема TN — ограниченные углы обзора, то есть смотреть на экран нужно строго под прямым углом. Даже отклонение в 5 градусов уже приводит к искажению картинки.

— При подобном пространственном расположении кристалла-затвора имеет место очень большая поляризация света: с какой стороны ни посмотри, оттенки разные. Да и насыщенностью цветов такой тип экрана похвастаться не может. TN-матрицу я бы сейчас рассматривал лишь для простых задач вроде работы с текстом, что вполне достаточно для старой «копеечной» технологии, — говорит Михаил Зайцев, специалист сервиса Koler.by .

Следующий тип — VA-матрица. Здесь отображение цветов уже более равномерное, эффективный угол обзора значительно лучше по сравнению с TN. VA хорошо подходит для домашнего использования: например, когда несколько человек смотрят фильм, все видят картинку одинаково, хотя люди не находятся под прямым углом к монитору. Эффективный угол — +15 градусов при отклонении вверх и −25 градусов при отклонении вниз.

Но VA все равно сильно уступает в сравнении с IPS: в IPS угол отклонения будет уже 45 градусов. С какой стороны ни посмотреть, картинка получается без искажения цветов, темных участков или пересветов. Еще есть альтернативная технология от Samsung — называется PLS. Глобально ее смысл схож с IPS.

Еще иногда можно встретить IGZO-матрицу — этот стандарт разработала Sharp. И IGZO, и PLS — разновидности IPS, если не вдаваться в технические нюансы. Поэтому плюсы и минусы у них такие же, как у IPS. Среди недостатков IPS — со временем снижается яркость, хотя за несколько лет работы это едва ли будет заметно.

Принципиально другой тип матрицы по сравнению с жидкокристаллическими TN, VA и IPS — OLED. С этой технологией вы уже могли встречаться в смартфонах: многие производители переходят на него, потому как картинка выглядит очень насыщенной, яркой и контрастной при самых разных условиях, даже под солнцем. В OLED используются не жидкие кристаллы, а индивидуальные органические ячейки. Яркость каждой из них регулируется индивидуально. Отсюда получаем равномерную яркость, настоящий черный цвет (а не темно-серый), прекрасную контрастность. Скорее всего, OLED вытеснит IPS — по крайней мере в сегменте портативных устройств.

Но проблема в том, что пока что OLED использовать дорого, и такие матрицы встречаются в ноутбуках от 2500 рублей и выше. Другой неприятный нюанс OLED — «эффект памяти». Помните плазменные телевизоры? Долгое отображение статичной картинки (например, логотип телеканала) «отпечатывалось» на матрице. У OLED встречается такая же проблема, хоть она и менее выражена.

В общем, с наибольшей вероятностью выбор будет сделан в пользу IPS-матрицы — сейчас это оптимальный вариант что по количеству предлагаемых моделей, что по картинке и цене. Но надо учитывать: матрицы одного стандарта сильно отличаются по характеристикам, что влияет на качество изображения.

Разбираемся в цветовом охвате

Широко принятый стандарт — sRGB: красный, зеленый и синий. Как известно, смешивание этих цветов в разных пропорциях позволяет отобразить миллионы различных оттенков. Формат sRGB обеспечивает 16,7 млн цветов. Еще один стандарт — Adobe RGB, там целый миллиард оттенков. Но используется он только полиграфистами. Помимо этого, встречается DCI-P3 — новый мультимедийный стандарт. Он выделяется тем, что охватывает больше красных оттенков.

В идеале параметр цветового охвата должен быть не менее 75%. Если, например, указан охват 60%, по сути, вы теряете 40% цветов, которые использовали при создании фильма, игры, фотографии, сайта. При 75% потеря составит 25%, но это будут лишь самые насыщенные оттенки: ярко-голубое небо, сочная зеленая листва, одежда кислотных цветов. На рынке встречаются модели с охватом около 55%, и Михаил называет это откровенно плохим показателем.

— Здесь даже интерьеры будут искажены, ведь нас окружают в основном ненасыщенные цвета. При охвате около 50% то, что мы видим ежедневно, будет выглядеть более бледным.

Важный момент: одна модель ноутбука может предлагаться с разными матрицами — по частоте, разрешению, цветовому охвату. При выборе устройства обратите внимание, с какой именно матрицей оно будет. Обязательно найдите информацию о матрице и цветовом охвате на сайте производителя.

Какой яркости хватит?

Максимальная яркость обычно используется в светлых помещениях под лампами или на улице под солнцем. Нормальная яркость для работы в офисной обстановке — порядка 120—160 нит.

— Все выше — борьба с наружным освещением. Часто люди подстраивают яркость от верха до низа: ставят максимум, а затем уменьшают. При таком методе каждый шаг на уменьшение дается мозгу болезненно, как будто мы слепнем. Нужно делать наоборот: пришли в помещение, привыкли к освещению, на ноутбуке открыли чисто белую картинку, снизили яркость дисплея в ноль и затем повышаете. Когда картинка из серой станет белой, добавьте еще один-два шага яркости — и все, — объясняет Михаил.

Ноутбуки среднего сегмента предлагают матрицы с яркостью 300—350 нит. Этого достаточно, гнаться за яркостью не нужно. Есть лишь одно исключение — HDR, о чем пойдет речь ниже. Еще бывают ситуации, когда люди часто работают за ноутбуком на улице. В таком случае лучше обратить внимание на модели с яркостью 300—400 нит.

Подсветка медленно деградирует по мере использования: срок полного износа подсветки с использованием белых светодиодов (White LED) — 18—19 тыс. часов. Примерно на половине этого времени ослабевание подсветки становится заметным. Можно подсчитать период деградации ноутбука при своем режиме использования, но, скорее всего, устройство вы замените гораздо раньше, чем появятся проблемы.

HDR в ноутбуке: нужен или нет?

HDR — стандарт, который выдает особо красочную картинку благодаря динамической компрессии цветового диапазона. Получается изображение с крайне высокой насыщенностью и контрастом, что максимально приближает его цвета к тем, что мы видим в реальности. HDR используется в видеоконтенте и играх.

Матрицы с HDR должны обеспечивать яркость 1000 нит — это примерно в три раза больше, чем выдает основная масса экранов ноутбуков. Производители решили упростить технологию и ввели что-то вроде компромиссного HDR400. Он достигается уже при яркости в 400 нит. Снизить порог еще ниже нельзя: уже не будет динамического контраста. Правда, иногда бренды обещают HDR и при меньшей яркости (на уровне 250—300 нит), но Михаил уверяет: это фикция.

Проблема в том, что HDR из-за высокой яркости может сказаться на зрении.

— Иногда обращаются люди: говорят, купили телевизор, смотрели всю ночь кино, наутро красные глаза. Спрашиваем, регулировали они яркость телевизора при просмотре фильма в полной темноте или нет. И они отвечают: «А как регулировать яркость?» Такой подход с большой вероятностью приведет к серьезным проблемам со зрением. В темноте убавляйте яркость.

Поэтому некоторые производители делают амбиентную подсветку: за телевизором или монитором идет направленный на стену свет. Таким образом снижается контраст сцены, и глаза меньше устают.

По большому счету, если ноутбук нужен для офисных сценариев использования (веб-серфинг, почта, бухгалтерские пакеты, текстовые редакторы), гнаться за матрицей с HDR нет необходимости: такие модели все еще дорогие, а HDR раскрывает себя лишь в играх и видео.

Контраст

Коэффициент контраста — «врожденная» характеристика матрицы, и увеличить этот параметр невозможно. Чем выше показатель, тем глубже воспринимаются черный цвет и тени на экране при достаточном уровне яркости.

Типичный показатель контраста хорошей матрицы — 1000:1. Михаил объясняет это так:

— Да, хорошие IPS-экраны дают контраст 1000—1200:1, и это отличный показатель, поскольку, к примеру, максимальный контраст отпечатка, созданного на самой качественной бумаге, будет не выше 350:1. Минимально достаточным уровнем контраста для рабочего экрана можно считать показатель 600:1, а вот для мультимедийных задач я бы рекомендовал контраст не ниже 1000:1.

Экран портативного устройства должен быть более контрастным, чем монитор. Есть надежда, что широкое использование мультимедийного стандарта HDR (а в отличие от «компромиссного» HDR400, полноценный HDR требует для себя светимости ни много ни мало 1000 нит), технологии фронтальной подсветки (а не боковой, как в большинстве матриц) либо кардинального решения наподобие OLED (самосветящихся ячеек) приведет к тому, что вопрос достаточной яркости и контраста у экранов ноутбуков отпадет сам собой.

Частота обновления

Кроме стандартной частоты в 60 Гц, встречаются еще варианты на 75, 120 и 144 Гц. Последние обычно предлагаются в игровых ноутбуках и используются в связке с видеокартами, поддерживающими технологию синхронизации FreeSync или G-Sync. Раньше, еще в ЭЛТ-телевизорах, картинка обновлялась целиком, даже если на экране были статичные участки. А теперь происходит обновление лишь тех групп светящихся пикселей, которые меняются.

— Если вы не играете и не просматриваете супердинамичный видеоконтент, беспокоиться по поводу «низкой» частоты обновления экрана в 60 Гц не стоит. Нет никакой нужды в повышении кадровой частоты ЖК-матрицы, если речь идет об обычном (офисном, повседневном) использовании. Даже 75 Гц будет просто возможностью «на вырост», — рассказывает специалист. — У нас бывали курьезные случаи, когда, например, любителей карточных онлайн-игр заботило четкое различение рубашки летящей по экрану карты, для чего специально приобретался ноутбук с экраном частотой 144 Гц.

В действительности высокая частота нужна лишь в играх, и то если речь идет о киберспорте либо частых сетевых матчах: когда нужно подпрыгнуть, развернуться на 180 градусов и за эти доли секунды различить противников в движущейся сцене, а изображение должно остаться четким.

Если подытожить, то оптимальный вариант матрицы ноутбука такой: матрица IPS, охват sRGB не менее 75%, высокая яркость важна только при HDR (не менее 400 нит, а «настоящий» HDR — не менее 1000 нит), частоты обновления хватит и в 60 Гц, а для игр — чем больше, тем лучше. Но, конечно, все зависит от сценариев использования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector