Parus16.ru

Парус №16
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5. Что такое компьютерная грамотность

5. Что такое компьютерная грамотность?

Современное общество, рынок товаров, услуг и труда характеризуются быстрыми темпами изменений, которые во многом вызваны интенсивным развитием ИКТ. Роль компьютера в жизни рядового человека стремительно возрастает. Компьютер применяется практически во всех сферах общественной жизни: в образовании и медицине, на телевидении и радио, в промышленности и сельском хозяйстве и т.д., где он оказывается эффективным вспомогательным средством. Сегодня ИКТ стали достоянием и небольших предприятий, и магазинов, и учреждений, и бюро по трудоустройству, и даже ферм.

С помощью компьютерных систем осуществляется ведение документации, обеспечивается электронная почта и связь с банками данных. Компьютеры находят применение при выполнении широкого круга производственных задач, обеспечивают бесперебойную работу различных агрегатов. Сети ЭВМ связывают разных пользователей, расположенных в одном учреждении или находящихся в различных регионах страны и т.д.

Все это свидетельствует о том, что важнейшим условием полноценной жизни в информационном обществе и успешной профессиональной деятельности является компьютерная грамотность граждан. Это значит, что любой человек должен иметь элементарное представление о том, что такое персональный компьютер, операционная система Windows, уметь работать в приложениях Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), уметь пользоваться услугами глобальной сети Internet.

В области персонального компьютера (ПК) пользователь должен знать:

что такое ПК;

как работает ПК;

где применяется ПК;

какой компьютер купить, исходя из своих потребностей;

основные устройства ПК (внешние и внутренние);

единицы измерения информации;

правила ухода и техники безопасности работы за ПК;

элементарные сведения о программном обеспечении;

способы установки и удаления программ с ПК.

Пользователь должен, как минимум, уметь правильно включить и выключить ПК, пользоваться клавиатурой и мышкой, подсоединять внешние устройства к ПК, устанавливать и удалять с компьютера программы, выбрать ПК, отвечающий его задачам.

В области операционной системы Windows пользователь должен знать:

что такое операционная система (ОС);

как ОС управляет персональным компьютером;

какие ОС существуют; стандартные программы Windows (Блокнот, WordPad, Paint);

понятие Рабочий стол;

структуру окна Windows;

что такое файлы и папки;

что такое дерево каталогов;

что такое Проводник, Буфер обмена, программа Поиск, Справочная система Windows;

что такое архивы и зачем они нужны;

что такое компьютерные вирусы и способы защиты от компьютерных вирусов.

Пользователь должен уметь управлять окнами (осуществлять взаимодействие нескольких окон); запускать и использовать стандартные программы; пользоваться справочной системой Windows; использовать в работе программу Проводник; владеть различными способами работы с файлами и папками (создавать, давать имена, переименовывать, копировать, перемещать, удалять папки и файлы, восстанавливать удаленные в корзину); создавать ярлыки для часто используемых файлов; копировать файлы на дискету, флеш-карту; записывать на СД; осуществлять поиск папок и файлов на своем ПК; создавать архив и извлекать файлы/папки из архива, пользоваться антивирусными программами (уметь проверить на вирус внутренние и съемные устройства).

В области локальной сети пользователь на основе знаний (что такое локальная сеть , сервер, сетевой принтер) должен уметь?

просматривать ресурсы локальной сети,

организовать доступ к ресурсам своего ПК в локальной сети,

владеть способами печати в локальной сети.

В области работы в приложении MS Word пользователь должен знать,

что такое MS Word,

структуру окна Word и назначение основных панелей инструментов, основные правила ввода текста;

способы создания и работы с документами: элементарные способы вставки таблиц, рисунков, Автофигур и объектов WordArt, редактирования изображения и т.д.

На основе этих знаний пользователь должен уметь:

создавать документы с помощью Word;

красочно оформлять документы с помощью рисунков,

рамок, заливки, фона, и объектов WordArt;

создавать и оформлять таблицы в документах;

осуществлять проверку правописания;

владеть способами форматирования документа (работы со шрифтом, колонтитулами, списками, колонками);

выводить документы на печать.

В области работы в MS Excel пользователь должен иметь представление о том, что такое MS Excel, знать:

структуру окна Excel и назначение основных панелей инструментов; структуру электронной таблицы (столбцы, строки, ячейки);

способы форматирования и редактирования ячеек (добавление, удаление, объединение и т.д.);

понятия Автозаполнение, Формула, Автосумма, Сортировка данных, способы построения диаграмм и т.д.

На основе этих знаний пользователь должен уметь:

заполнять электронные таблицы произвольными и однородными данными; форматировать, добавлять, удалять, объединять ячейки;

производить простые расчеты с помощью формул;

сортировать данные по возрастанию, убыванию и алфавиту;

строить графики и диаграммы на основе таблиц;

оформлять печатные документы с помощью программы Excel.

В области работы в MS PowerPoint пользователь должен иметь представление, что такое MS PowerPoint, знать эффективные способы создания презентаций с помощью шаблонов,

уметь использовать конструктор и шаблоны в оформлении слайдов при создании презентации;

проводить настройку анимации;

демонстрировать презентации.

В области работы в Internet пользователь должен иметь представление о том, что такое Internet и информационно-поисковые порталы;

знать критерии выбора провайдера;

возможности е-mail, ftp, WWW , IP -телефонии;

основы работы с браузером Internet Explorer;

понятие “электронное правительство”;

виды Internet-услуг;

способы осуществления е-платежей;

как работает электронная почта; что такое дистанционное обучение.

На основе этих знаний пользователь должен уметь:

подключиться к сети Internet дома;

осуществлять поиск необходимой информации по казахским и зарубежным ресурсам с помощью различных поисковых систем;

сохранять полученную информацию на своем ПК;

Читайте так же:
Блок питания xilence 500w

пользоваться Internet-услугами, чатами, форумами;

получить бесплатный личный почтовый адрес;

настроить почтовую систему дома,

создавать, отправлять и принимать электронные письма,

прикреплять файлы к письмам.

Углубленный анализ обозначившихся к настоящему времени подходов к определению и интерпретации сущности информатики приводит к выводу, что одной из наиболее объективных является трактовка академика Глушкова В. М.: информатика есть атрибут, органически присущий цивилизованному обществу, имеющему своим предметом удовлетворение информационных потребностей основных сфер его жизнедеятельности.

Современная актуальность информатики непосредственно связана с развитием средств вычислительной техники, телекоммуникаций, искусственного интеллекта. В материалах, опубликованных Центром информатики ЮНЕСКО, посвящённых системе опережающего образования, информатика определена в настоящее время как фундаментальная наука в которой выделены три основных направления:

Общество конца ХХ в. часто называют информационным, а изменения в нем — информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад — люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в режиме реального времени. Создается впечатление, что законом жизни в наше время становится утверждение Н. Винера: «Действительно жить — это значит жить, располагая правильной информацией». Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.

К сожалению, у р о в е н ь и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой — отсутствием системы подготовки грамотных потребителей информации. Особую тревогу вызывает эта проблема по отношению к молодежи.

Для молодых людей информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной культуры подрастающего поколения — очень важная задача. Ее решением в первую очередь должна заниматься школа. Уже более 10 лет в школах страны преподается специальный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Первоначально ставились цели обучения школьников основам компьютерной грамоты и языкам программирования, использования компьютеров для изучения других дисциплин, а также для профессиональной подготовки в области вычислительной техники. Нельзя сказать, что эти цели полностью достигнуты — до сих пор у значительной части школ нет компьютеров.

Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества системой образования ставится новая цель — формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Суть реформы образования в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, базах знаний, компьютеризованных архивах, справочниках и энциклопедиях. В настоящее время доступа к такой «электронной» информации в школах практически нет.

Уникальный тренинг по компьютерной грамотности для начинающих от А до Я

Сегодня на обзоре пошаговая система обучения «Компьютерная грамотность для начинающих от А до Я» Владимира Фирсова. Автор имеет многолетний опыт и является известной личностью в среде инфобизнеса. Владимир создал 30 курсов и тренингов, обучил порядка 10000 учеников, и четко понимает, какие темы для пользователей наиболее актуальны. Школой «компьютерная грамотность» Владимира Фирсова интересуются многие люди.

Почему сейчас востребовано обучение компьютерной грамотности?

Знание компьютера стало необходимостью. Мы каждый день пользуемся компьютерными программами и регулярно – онлайн-сервисами. Это запись к врачу в онлайн-режиме, общение в социальных сетях, работа с электронной почтой и документами, покупки товаров, платежи, выполнение школьных заданий, поиск информации, просмотр фильмов, музыка и так далее.

Особо стоит отметить заработок в интернете, где без навыков работы с компьютером не обойтись. Отсутствие элементарных знаний в этой области становится главным препятствием, особенно для людей старшего возраста, хотя у них есть большое желание зарабатывать в интернете.

Онлайн школа Владимира Фирсова будет отличным решением проблемы, так как здесь комплексно преподается компьютерная грамотность для начинающих от А до Я.

Кому подойдет курс?

Обучаться по системе Владимира Фирсова могут абсолютно все – от школьника до пенсионера. Цифровые технологии используются во всех сферах жизни, и компьютерная грамотность так же важна, для людей любого возраста.

После обучения любой человек сможет уверенно работать на компьютере, справляясь с повседневными задачами, а также эффективно изучать другие курсы.

Что потребуется для обучения?

Необходим компьютер или ноутбук, а также доступ в интернет. После приобретения курса можно спокойно приступить к занятиям. Никаких дополнительных платежей в процессе обучения не потребуется.

Содержание видео-курса «Школа компьютерной грамотности»

Видео-курса состоит из 12 тематических разделов. Каждый из них включает разное количество уроков, от 5 до 23, в зависимости от объема материала. В уроках максимально подробно рассказывается все, что потребуется для работы с компьютером, начиная от разбора характеристик компьютера, и заканчивая работой с программами и обслуживанием ПК.

Читайте так же:
Вентилятор на ноутбуке работает рывками

Обучение происходит последовательно, каждый шаг продуман. Ознакомившись с функциями мыши и клавиатуры, ученики перейдут к устройству рабочего стола, к понятиям «файлы» и «папки» и работе с ними, научатся самостоятельно устанавливать и удалять программы, пользоваться интернетом и разными сервисами, обеспечивать безопасность данных на своем компьютере.

Устройство компьютера

Модуль 1. Устройство компьютера

16 видеоуроков. Вы познакомитесь с устройством и характеристиками персонального компьютера. Узнаете какие функции выполняет тот или иной элемент.

Работа с мышью и клавиатурой

Модуль 2. Работа с мышью и клавиатурой

10 видеоуроков. Вы разберете устройства ввода. В данном модуле вы узнаете как работают основные элементы управления компьютером: компьютерная мышь и клавиатура.

Рабочий стол

Модуль 3. Рабочий стол

15 видеоуроков. Вы узнаете как устроен рабочий стол, каково его предназначение и как с ним правильно работать.

Файлы и папки

Модуль 4. Файлы и папки

10 видеоуроков. Вы познакомитесь с понятиями “файлы” и “папки”. Узнаете их структуру работы в ОС Windows.

Работа с окнами

Модуль 5. Работа с окнами

7 видеоуроков. Вы узнаете что такое ” компьютерные окна”, какие у них свойства, как ими управлять и эффективно работать.

Программы

Модуль 6. Программы

9 видеоуроков. Здесь мы разберем основные свойства программ. Вы научитесь устанавливать и удалять программы.

Работа с программами

Модуль 7. Работа с программами

19 видеоуроков. Здесь мы разберем основные свойства программ. Вы научитесь устанавливать и удалять программы.

Браузер

Модуль 8. Браузер

12 видеоуроков. В данном модуле будем работать с Web-браузером. Вы познакомитесь с базовыми функциями и настройками основной программы для доступа к интернету.

Интернет

Модуль 9. Интернет

5 видеоуроков. Важнейшая тема в современном цифровом мире. В этом модуле знакомимся с базовыми понятиями интернета.

Работа в интернете

Модуль 10. Работа в интернете

23 видеоуроков. Вы познакомитесь с набором онлайн-сервисов, необходимых каждому человеку в настоящее время при работе с ПК.

Безопасность

Модуль 11. Безопасность

9 видеоуроков. Важнейшая темя для всех владельцев современных гаджетов. От этой информации зависит не только безопасность ваших данных, но и работа самих устройств (ПК, ноутбуки, смартфоны и т.д.).

Обслуживание ПК

Модуль 12. Обслуживание ПК

7 видеоуроков. Стабильная работа персонального компьютера возможна только при своевременном обслуживании и надлежащем содержании. В этом модуле вы узнаете как обслуживать ваши устройства своими руками.

После прохождения основных тем ученикам предоставляется бонусный модуль. Здесь рассказано об использовании флеш-карт, о работе с веб-камерой и микрофоном, и о таких понятиях, как бэкапы, облачные хранилища и электронные кошельки. Также в бонусном модуле разбирается тема поиска работы в интернете, поскольку теперь уже ничто не помешает изучить понравившийся курс по заработку и приступить к конкретным действиям по созданию прибыли.

Бонусный модуль

Бонусный модуль

7 видеоуроков. В этом модуле вы познакомитесь с такими темами как: флеш-карта, вебкамера и микрофон, облачные хранилища, электронные кошельки, поиск работы в интернете, бэкапы, принудительное удаление, записки.

Как проходит обучение?

Обучение происходит в личном кабинете с использованием любого устройства, подключенного к интернету. Можно обучаться даже с телефона.

Вы можете изучать уроки в таком темпе, как Вам удобно. Если потребуется вернуться и повторить пройденный материал, Вы всегда сможете это сделать, посмотрев записи уроков.

После каждого занятия выполняются домашние задания – такой порядок напоминает обычную школу. Обучение происходит последовательно, по шагам, и перескочить с текущего модуля на следующий без усвоения материала не получится.

Процесс обучения выстроен по принципу «посмотрел – повторил». При наличии затруднений и вопросов ученик может связаться с поддержкой непосредственно в личном кабинете. Такой подход позволяет достичь наибольшего эффекта.

В конце обучения выдается электронный сертификат.

Школа компьютерной грамотности

Плюсы курса Владимира Фирсова Школа компьютерной грамотности

  • обучение в комплексе по четко продуманной последовательной системе, от простого к сложному;
  • курс создан опытным автором;
  • возможность подстройки под Ваши индивидуальные особенности;
  • принцип занятий «посмотрел – повторил»;
  • качественная поддержка;
  • изучение всего необходимого для работы с компьютером без затруднений.

Уверенный переход из «чайников» в разряд продвинутых пользователей – не такая сложная задача, если обучение компьютерной грамотности выстроено от А до Я и с толком.

Отсутствие компьютерной грамотности — все равно что неумение читать и писать

Отсутствие компьютерной грамотности — все равно что неумение читать и писатьВ XXI веке умение работать с ПК — обязательный навык, которым кандидат должен обладать, чтобы быть принятым в компанию. В противном случае он становится неконкурентоспособным на рынке. О необходимости владения хотя бы минимальным уровнем компьютерной грамотности, а также об IT-компетенциях работника читателям портала Rabota.ru рассказал Владимир Химаныч, директор по персоналу Microsoft в России.

Справка о компании: Microsoft — мировой лидер в сфере информационных технологий. Это одна из крупнейших глобальных корпораций, с представительствами более чем в 112 странах мира и 90,4 тыс. сотрудников. Бренд Microsoft один из самых сильных и дорогих в мире — согласно исследованию Best Global Brands 2010, его ценность составляет более 60 млрд долларов.
В 1989 году Microsoft начала прямые операции в СССР и провела в Москве две конференции для разработчиков. А уже в 1992 году компания открыла свое представительство в России. В конце 2010 года в рамках сотрудничества с Фондом «Сколково» компания объявила о создании Фонда посевного финансирования Microsoft, призванного оказывать прямую финансовую поддержку российским стартапам в области программного обеспечения и интернет-услуг.

Читайте так же:
Выгрузить колонку таблицы значений в массив

10 лет назад Microsoft открыла свой первый региональный офис. Сегодня компания представлена на всей территории страны и имеет офисы и представительства в 70 городах, а количество региональных сотрудников за эти годы выросло в 25 раз. Десятилетие присутствия в регионах было отмечено такими важными событиями, как, например, открытие второго в России Технологического центра Microsoft в Новосибирске, выход Windows 7 и Office 2010 на татарском языке в Татарстане.

Владимир, расскажите, пожалуйста, что стоит понимать под IT-компетенциями?

Говоря о компетенциях, мы говорим о тех факторах, на основании которых мы либо принимаем решение о приеме сотрудника на работу, либо оцениваем сотрудников по результатам работы. Если говорить про IT-компетенции, то они зависят от позиции, на которую человек претендует. В случае компании Microsoft — это знание рынка IT, продуктов, компаний, которые работают на этом рынке, то есть наших конкурентов и партнеров. Если говорить о компетенциях технического плана, то это владение программами тех продуктовых линеек, которые представлены на рынке IT и телеком.

Поддаются ли эти компетенции измерению? По каким параметрам можно их оценить?
Конечно, любая компетенция поддается оценке. Для этого существует своя система, без которой невозможно оценить качество работы. В нашем случае компетенции можно разделить на три категории: базовые, продвинутые и экспертные. Соответственно, мы оцениваем сотрудников, исходя из такого подхода.

Как осуществляется оценка в компании Microsoft? Каким образом Вы определяете компетенции кандидата?
Компетентность соискателя мы определяем на основе многочисленных собеседований при приеме на работу, а также тестирования, если это предполагает позиция. Сотрудники компании, которые проводят собеседования, являются экспертами в интересующей кандидата сфере деятельности. Они и принимают решение, исходя из тех примеров, которые соискатель приводит на собеседовании.

Как Вы считаете, насколько владение теми или иными программами (или компьютерная грамотность вообще) может стать конкурентным преимуществом соискателя при поиске работы?
Это сильно зависит от позиции, на которую претендует кандидат. Мне кажется, что сегодня мир невозможен без того или иного уровня владения компьютерной грамотностью и понимания того, как работают современные технологии. Думаю, что сейчас сложно найти позицию, которая могла бы допустить полное отсутствие знаний в области IT. Чем шире круг обязанностей и ответственности предусматривает позиция, тем выше уровень требуемых от специалиста знаний. Но, с другой стороны, для позиций управленческого плана это не является ключевой компетенцией. Например, у нас в числе руководителей департамента по продажам есть человек, который не имел специального IT-опыта до прихода в Microsoft. Я считаю это вполне допустимым, потому что если выстраивается команда, в которой есть специалисты технического плана, хорошо владеющие предметом и технической базой, то вы можете быть руководителем, доверяя своим людям решения по техническим вопросам.

Владимир, Вы сказали, что в современном мире обязательно стоит иметь определенный уровень владения компьютером. Можете ли Вы определить этот уровень? Существует ли какой-то необходимый минимум компьютерной грамотности?
Конечно, существует. В английском языке есть такое слово «commodities» — нечто само собой разумеющееся. Например, наличие телефона является само собой разумеющимся фактором. Вы же не станете говорить, что умение разбираться в телефоне — это компетенция. Есть определенные вещи, которые за последние 10 лет перешли в разряд так называемых «commodities». К данной категории можно отнести владение электронной почтой, основными офисными приложениями. В работе любого офисного сотрудника их отсутствие, на мой взгляд, уже немыслимо, это подразумевается само собой. Конечно, знание этого является необходимым минимумом, без которого в современном обществе и бизнесе работать нельзя. Все остальное относится уже к специфическим навыкам, которые относятся к той или иной позиции.

Встречались ли Вам или кому-нибудь из Ваших коллег кандидаты, не владеющие таким минимумом?
Мне кажется, что сегодня все реже встречаются специалисты, не обладающие компьютерной грамотностью вообще. Мы ведь говорим о XXI веке, когда предполагается, что люди знакомы с такими вещами, как электронная почта и т.д. Информационные и коммуникационные технологии — драйвер развития инноваций и фактор повышения конкурентоспособности страны в целом и отдельного человека. Общий уровень использования компьютеров и интернета населением России отстает от среднеевропейских показателей, но это отставание быстро сокращается. Microsoft делает большой вклад проекта «Твой курс» в развитие ИКТ-навыков россиян. Всего за 2010–2012 гг. в рамках этого проекта было обучено около 200 тыс. российских граждан. Всего в рамках проекта поддержку получили более 700 тыс. россиян. На сегодня у нас более 100 классов компьютерной грамотности по всей России, где люди бесплатно могут получить навыки работы на компьютере. Обучающие семинары и курсы проводились в 100 городах РФ 120 организациями — участниками проекта и охватили около 200 тыс. человек.

Известно, что информационные технологии создали новые возможности для профессий, которые напрямую с IT не связаны. Например, для бухгалтеров, дизайнеров или инженеров. Вы можете назвать другие сферы, в которых компьютеризация помогает облегчить деятельность или открывает новые перспективы?
Сейчас все больше людей заинтересованы в своем бизнесе. Мы это можем наблюдать через Фонд посевного финансирования Microsoft. Все больше и больше стартапов подают заявки на получение гранта от Фонда. Что важно, для развития их бизнеса, на мой взгляд, как раз информационные технологии являются очень хорошим инструментом при относительно небольших инвестициях. Это могут быть направления, связанные с продажей через интернет, созданием новых продуктов и сервисов, которые меняют не только российский, но и мировой рынок. Обладая компьютерными технологиями, можно реализовывать свои идеи не только в сфере IT, но и в любой другой области, совершенствоваться и развиваться.

Читайте так же:
Гта 4 критическая ошибка перезагрузите компьютер

Многие сферы деятельности, в которых сотрудники раньше обходились без компьютера, сейчас предполагают владение специальными профессиональными программами. Для каждой профессии выбор компьютерных инструментов очень разнообразен. Как Вы думаете, какие знания в таком случае могут стать преимуществом кандидата?
В любой компании есть определенные процессы, на основе которых она строит свою работу. Процессы бывают различными, но все они рассчитаны на то, что человек либо уже умеет это делать, либо может этому обучиться. Люди, которые знакомы с информационными технологиями, гораздо быстрее обучаются тем вещам, которых, может быть, они не знают по сравнению с теми, кто никогда с этим не сталкивался. С этой точки зрения это является как раз фактором конкурентного преимущества таких кандидатов. В данном случае можно провести параллель с иностранным языком: если вы говорите на одном из них, то овладеть вторым гораздо проще. Если же вы не знаете ни одного, то процесс изучения усложняется. Но, конечно, все зависит от способностей человека. Аналогично — с компьютерными программами и технологиями: если вы знакомы с этой сферой и она не пугает вас, то обучение похожим вещам занимает меньше времени. Это и является преимуществом по сравнению с теми, кто никогда с этим не сталкивался.

Представьте сотрудников, привыкших к консервативным технологиям. Например, библиотекарей, билетных кассиров. Неожиданно для них начальство решает провести модернизацию, и персоналу предлагается овладеть специальными программами. Как следует воспринимать такие нововведения?
Ко всем изменениям надо относиться позитивно. Мир идет вперед, технологии развиваются. Здесь стоит говорить о том, что есть люди по складу своему более консервативные, а есть люди более открытые к инновациям. Но надо всегда стараться быть экспертом в своей области, стремиться к профессиональному совершенствованию. Было бы странно представить, например, супермаркет, в котором кассиры определяют сумму на счетах, правильно? Мы уже давно отошли от этого. Уверен, что знакомые нам штрих-коды, считываемые техническими средствами, облегчают работу кассира. Все ручные подсчеты сейчас немыслимы. Независимо от того, как сотрудники относятся к изменениям, они происходят, они неизбежны. Поэтому я посоветовал бы настраивать себя на то, что эти изменения хороши, освоить новые продукты и получать удовольствие от работы с ними.

Достаточно ли желания и возможности обучаться самостоятельно? Или стоит обращаться в специализированные центры подготовки?
Это зависит от обстоятельств. Есть два фактора. Первый: можно изучать что-то потому, что это вам нравится. Второй: изучение того, что вам необходимо как профессионалу. В идеале, конечно, они совпадают. Но в реальной жизни — не всегда. Мы оканчиваем институт или университет, имея некий набор знаний. Но приходя на работу, мы начинаем изучать то, чем нам придется заниматься. Частично этот новый набор инструментов изучаем самостоятельно, в особенности то, с чем мы уже сталкивались в учебе или из личного интереса. Но какие-то вопросы проще изучать на курсах с преподавателями, в специализированных центрах.

Имеет ли для работодателя значение «корочка» об окончании каких-либо компьютерных курсов?
Разумеется, это зависит от позиции. Есть должности, которые подразумевают наличие определенных сертификаций. Для них аттестат — не просто преимущество, а необходимость. Но есть масса позиций, для которых мы не требуем наличия сертификатов и дипломов. Для нас важна скорее способность человека обучаться и его личностные компетенции.

Есть мнение, что чем старше сотрудник, тем сложнее ему овладеть компьютерными технологиями. Согласны ли Вы с ним?
Microsoft никогда не смотрит на вещи, не связанные с профессиональными и личностными компетенциями. Мы не дискриминируем сотрудников ни по возрасту, ни по полу, ни по каким-либо другим признакам. Если мы предлагаем сотрудникам пройти переподготовку, то требования ко всем одинаковые. С точки зрения скорости усвоения информации — я не вижу никакой разницы между тем, как это делают более молодые и более опытные сотрудники. Мне кажется, даже чаще можно наблюдать, как сотрудники, имеющие богатый опыт, быстрее овладевают теми или иными вопросами, чем молодые специалисты, хотя это зависит от человека. У каждого из нас есть свои сильные стороны и своя скорость усвоения информации. Здесь действуют скорее личностные факторы, нежели связанные с возрастом.

Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?

О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Читайте так же:
Звуковая карта 4 channel pci

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.

Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.

С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

  • 1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;
  • 2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;
  • 3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
  • 5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы и использовать имеющиеся знания для решения жизненных задач.

Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.

  • умение найти связь предложений в тексте;
  • умение анализировать структуру текста;
  • умение вычленить главную и второстепенную информацию в тексте;
  • умение работать с неявно заданной информацией;
  • умение проанализировать информацию условия задачи и структурировать имеющуюся там информацию;
  • умение оценивать достаточность представленной информации или ее избыточность;
  • умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;
  • умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию — оценивать получившийся результат.

Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector