Parus16.ru

Парус №16
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От чего зависит качество звука в наушниках

От чего зависит качество звука в наушниках?

Как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра

Как зависит звук от типа наушников

Обычно выбирая наушники, пользователь смотрит на мощность, басы, частотный диапазон и удобство самой модели. Последняя характеристика, бесспорно, важна, но только для ношения. А как же звучание? Без него даже самые удобные наушники мало чем отличаются от модного аксессуара или ортопедического воротника. Серьезно.

А тут оказываются есть еще и разные маркетинговые хитрости от производителей. Про мощность с невообразимым числом нулей я уже говорил в прошлых статьях, почему максимально возможный частотный диапазон не всегда нужен — упомянул тоже.

Но за качество звучания отвечают и другие показатели, о которых, как правило, забывают или попросту не понимают что это такое.

Я говорю об амплитуде и ее отклонении, АЧХ, чувствительности, сопротивлении, формате звука и подобных вещах.

в чем измеряется качество звука

Но начать все-таки надо не с технических характеристик, а с назначения наушников.

Для чего они вам? Для игр, музыки, гарнитуры? В зависимости от цели использования, наушники бывают:

  • вакуумными;
  • полноразмерными;
  • накладными;
  • вкладышами;
  • студийными.

Тип корпуса аудиогарнитур бывает закрытым и открытым. Закрытый полностью изолирует вас от окружающего мира, а открытый имеет перфорацию, пропускающую внешние звуки, рассеивая звуковые волны и, таким образом, создавая глубину звучания.

Кстати, о корпусе. От материала, из которого он создан, зависит и само звучание:

  • дерево;
  • сплавы металлов;
  • пластик;
  • керамика.

По типу подключения (ну, это очевидно!) бывают проводные и беспроводные . Последние могут подключаться по Bluetooth или Wi-Fi.

Мои коллеги приводят здесь же и тип крепления, но, по-моему, он относится скорее к удобству ношения, нежели влияет на звук:

  • внутриканальные;
  • дуговое крепление;
  • «бабочка»;
  • вкладыш;
  • затылочная дуга.

А вот следующий показатель существенно влияет на качество звука — тип излучателя. Он бывает:

  • арматурным;
  • ортодинамическим;
  • электростатическим;
  • изодинамическим;
  • и динамическим.

Подробнее о видах и возможностях наушников читайте в блоге, а сейчас мы плавно добрались до главного — технических характеристик.

Какие характеристики за что отвечают, или что на самом деле имел в виду производитель?

измерение качества звучания

Совершенно обычное дело: инженер сказал одно, маркетолог понял другое, потребитель увидел рекламу и решил третье. Недобросовестные продавцы частенько пользуются подобным недопонимаем в свою пользу. Но где же правда, брат?

Если мощность (худо-бедно) и частотный диапазон понятны, что это и для чего, то вот вам не менее важные, но загадочные показатели:

  • сопротивление;
  • АЧХ;
  • формат звука;
  • диаметр динамика;
  • чувствительность;
  • уровень гармоничного искажения.

Что же, разберемся по пунктам, как говорится, взболтать, но не смешивать.

Сопротивление

Импеданс — это совместимость наушников с усилителем. На самом деле сопротивление и импеданс не совсем одно и то же, физик-радиоинженер найдет отличия и докажет, что не грамотно называть сопротивление импедансом, и наоборот.

Однако я не радиоинженер, предполагаю, что 90% покупателей тоже. Поэтому производители указывают либо одну величину, либо другую — для беглого просмотра технических характеристик этого более чем достаточно.

Что же это такое и с чем его едят? Усилители в аудиотехнике выдерживают определенный объем нагрузок, в пределах которого будет лучший звук. Импеданс задает режим работы усилителя и измеряется в Омах.

Чем меньше сопротивление, тем меньше напряжения требуется для громкого звука. Но чем выше импеданс, тем меньше шумовых искажений и качественнее звук.

Как-то так, приходится выбирать: либо тихо, но чисто либо громко, но с искажениями.

Что происходит на практике: в паспорте большинства портативных наушников указывают сопротивление (импеданс) от 16 до 32 Ом, в некоторых моделях сопротивление достигает 80 Ом. Но больше — не всегда лучше. Высокое сопротивление потребует больше мощности, что приводит к перегреву усилителя и увеличению энергопотребления. Проще говоря, время работы таких наушников будет значительно меньше.

У стационарных полноразмерных наушников импеданс может быть и 100 Ом, и 600 Ом. Скорее всего, это будут профессиональные, студийные модели, однако редко, но встречаются такие показатели и для домашних «тарелок».

Небольшой совет: при выборе наушников смотрите не только на сопротивление, но и на сам усилитель. Если он намного слабее импеданса, то звук будет не лучше, а хуже.

АЧХ

от чего зависит качество звука в наушниках

Аббревиатура расшифровывается как амплитудно-частотная характеристика. Это зависимость громкости от частоты. К сожалению, мало кто указывает ее в технических данных, однако от нее то как раз и зависит качество звука в наушниках.

Обычно АЧХ представляется в виде графика, где по горизонтальной оси указываются частоты, а по вертикальной — громкость.

На горизонтальной оси указывается самый низкий бас с частотой 20–40 Гц, и самая высокая октава — 10–20 кГц. Кривая линия идет вниз в начале и в конце графика — это означает границу диапазона частот.

Благодаря кривой линии можно увидеть, где проседает звук, а где, наоборот, он взлетает вверх. Так по ней, и по своим вкусовым предпочтениям, легко подбирается оптимальное звучание:

Как выглядит кривая на графике

Пик кривой на мидбасе и поздний спад на нижнем басе

Средние частоты без резких и значительных пиков и ям

Завышенная и относительно стабильная кривая наверху в правой части графика и поздний спад на высокой октаве

Хороший звук наушников будет, если на кривой нет резких скачков вверх или вниз. Однако, если все же есть узкие перепады, скорее всего, это дефект измерительных приборов, а не звучания. И также стоит учитывать, что на высоких нотах АЧХ всегда волнистая, главное, чтобы не было ярко выраженных ям и холмов.

Формат звука

Как и у акустических колонок, у наушников тоже имеется формат звука. Он бывает:

  • одноканальным (моно или 1.0);
  • двухканальным (стерео 2.0);
  • многоканальным (5.1, 6.2, 7.1).
Читайте так же:
Единица измерения мощности блока питания компьютера

В погоне за спросом производители любят указывать новейший формат 7.1 Real, но это не всегда правда. Часто наушники являются стерео 2.0, что само по себе весьма неплохо — создается ощущения окружения звуком.

Иногда действительно попадаются настоящие 5.1 или 7.1 — но это игровые наушники с увеличенным весом.

Тут стоит добавить, что многоканальность в наушниках не всегда разумна: например, в случае с колонками звук рассеивается по комнате, отражается от стен и все довольны. В наушниках звуку просто некуда рассеивается, кроме как в уши, поэтому эффект будет намного скромнее. И потом, далеко не все музыкальные композиции поддерживают многоканальность — где-то в самом аудиофайле нет «многоканальных» возможностей.

Диаметр динамика

от чего зависит качество звучания в наушниках

Эта характеристика относится к полноразмерным и накладным «тарелкам», а также к вставным устройствам. Тут относительно просто: чем больше диаметр, тем лучше звук, насыщеннее басы и в принципе удобнее носить устройство. Например, Bose Headphones 700, прозванные «семисотыми». Очень удобные, эргономичные и радуют чистым звуком.

Средний диаметр мембран достигает от 3,5 до 70 мм, во вставных моделях размер динамиков от 5 до 15 мм, для накладных используются динамики до 50 мм, для полноразмерных — максимально возможные.

Во внутриканальных, небольших моделях производители идут на разные выдумки, чтобы улучшить звук, не увеличивая динамик. Например, смещают его поближе к слуховому каналу, оснащают шумоподавлением, применяют особые материалы, технологии и методы сборки. Например, как это сделали Bose в наушниках для спорта SoundSport Free.

Чувствительность

Наверняка вы замечали, что при подключении к разным устройствам наушники выдают разную громкость, хотя, казалось бы, настройки одни и те же. Почему так?

На громкость в наушниках влияет их чувствительность (не мощность!), а она целиком зависит от размера мембраны — чем она больше, тем громче звук.

Но что такое чувствительность? Соотношение звука в дБ и мощности в мВт.

В продаже отыщутся модели с чувствительностью в диапазоне 90–120 дБ, однако у гарнитур чувствительность немного отличается: 95–105 дБ! Эта разница и объясняет перепады звука между разными устройствами.

Важно! Чем выше чувствительность, тем громче музыка и меньше нагрузка на усилитель, следовательно, дольше время работы без подзарядки.

И кроме того, чувствительность тесно связана с сопротивлением, поэтому при выборе наушников смотрите на оба показателя. Лучше брать максимально высокие (обе величины!), иначе может случиться громкий, но корявый звук.

Уровень гармоничного искажения

Параметр отображает изменение выходящего аудиосигнала относительно оригинала и измеряется в процентах. Естественно, чем ниже процент изменений, тем лучше. Наушники с хорошим звуком имеют не более 0,5% искажений, а если указано 1% — гарнитура считается так себе.

Недобросовестные производители не указывают уровень искажений в технических характеристиках к устройству и это повод задуматься. Возможно, не отобразив параметр, производитель пытается скрыть низкое качество товара.

Слушают не цифрами, а ушами

Подводя итоги, я подумал: вот перечислил характеристики, привел циферки и даже один график. Но восприятие и слух у всех разный, как жить после этого?

Технические характеристики помогут сузить круг поисков, выбрать несколько подходящих моделей. А дальше надо слушать. Прямо ушами, не полагаясь на отзывы и заверения продавца.

Это удивительно, но даже две модели с одинаковыми характеристиками не гарантируют одинаковое качество звучания. Отнюдь. Разница оказывается огромной и напрашивается естественный вывод: кто-то из производителей наврал или указал данные в особенной системе исчисления (например, максимально возможное и среднее рабочее — цифры будут разными).

Поэтому последний совет: протестируйте технику лично. Так вы убедитесь во-первых, в том что ваши музыкальные предпочтения хорошо «ложатся» на это устройство, во-вторых, что оно работает без всяких сюрпризов, и в-третьих, вам банально удобно с этими наушниками.

ТОП ПОЛОЧНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

JMLab_Focal_Chorus_705

Opera Mezza является самой маленькой акустической системой в серии Classica. Это двухполосная полочная фазоинверторная система, с объемом менее 8 литров. Она предназначена для использования в качестве монитора ближнего поля (от 1,5 метров) в небольших по объему помещениях, а также в качестве тыловых АС в системе ДК на основе акустических систем Opera.

Opera_Mezza

Tannoy Autograph Mini

Легендарная акустика Tannoy, пуск который был начат около 60 лет назад. На сегодня акустика серии Prestige является лучшей в каталоге Tannoy и воплощает в себе все новейшие достижения фирмы в области создания высококлассных АС. Autograph Mini стоит особняком в линии Prestige благодаря своим почти «игрушечным» (для традиционных акустических систем) габаритам (высота 345 мм), массе (4 кг) и внутреннему объему (3,5 л). Однако, как потом станет ясно, конструктив и звучание громкоговорителя отнюдь не игрушечные. Вероятно, по соотношению цена/габариты модель оставила далеко позади всю акустическую продукцию аналогичного уровня.

Tannoy_Autograph_Mini

Klipsch Heresy III

Klipsch_Heresy_III

Bowers&Wilkins PM1

Bowers_Wilkins_PM1

К своему 25 летию Sonus Faber начала выпуск ограниченной серии акустических систем Vintage, в рамках которой будут появляться наиболее интересные и успешные модели акустических систем когда-либо выпускавшихся компанией. Minima Vintage — первая модель в этой серии. Она продолжает традиции одной из самых известных моделей — Minima, выпускавшейся компанией с 1984 года. Основные изменения конструкции коснулись динамиков и элементов кроссовера. Они заменены современными, более совершенными комплектующими, позволяющими воспроизвести музыкальный материал с большим разрешением и отдачей, не потеряв при этом фирменного звучания.

Sonus_Faber_Minima_Vintage

Audio Note AN-J/D Hemp

Воспроизведение музыки акустической системой производства фирмы Audio Note не поддается стандартному описанию, поскольку значительно отличается от традиционного, к которому привыкли любители домашнего прослушивания. Все компоненты разрабатываются и изготавливаются на самой фирме, а следовательно, отлично гармонизируются. Все составляющие компоненты, подобно инструментам симфонического оркестра, подбираются и настраиваются для достижения идеального воспроизведения музыки. Результат — отсутствие тональной окраски звучания и детальнейшее представление фонограммы. Из записи извлекается такой процент музыкальной информации, о котором истинный меломан мог только мечтать. Акустические системы Audio Note необходимо устанавливать на собственные стойки.

Читайте так же:
Живая карта земли со спутника

Audio_Note_AN_JD_Hemp

Sonus Faber Guarneri Momento

Sonus_Faber_Guarneri_Momento

Так как в философии фирмы заложено использование разделительных фильтров только 1-го порядка, к конструкции динамиков компания всегда подходит с особой серьезностью. Для каждой модели Sonus faber заказывает динамики по индивидуальной спецификации. В Guarneri Memento установлены головки двух производителей. ВЧ излучает дюймовая кольцевая мембрана головки, сделанной на основе Scan-Speak Revelator (тканая двухра-диусная диафрагма), заднюю камеру для которой вытачивают из дерева уже на Sonus faber. 6-дюймовый СЧ/НЧ-динамик изготовлен фирмой Audio Technology. Частота разделения полос — 2500 Гц. Внутренняя разводка сделана кабелем Yter из сплава серебра и палладия. Передняя панель традиционно для Sonus faber обтянута кожей. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку.

Стойки под Guarneri Memento заслуживают отдельного внимания. Конструкция включает две части: каменное основание, изготовленное из сицилийского ракушечника, и тело стойки, выполненное из металла и обрамленное эластичными “струнами” в оплетке, по оформлению перекликающимися с грилями АС. Системы прикручиваются к стойкам, образуя монолитную конструкцию — таким образом, Guarneri Memento фактически представляют собой напольные АС. Большой вес стойки и сочетание разнородных материалов призваны полностью устранить паразитные резонансы и обеспечить основательность звучания и хорошую атаку в НЧ-регистре. Небольшой наклон стойки назад придает внешнему виду акустических систем изящество и, по всей видимости, улучшает их звуковые свойства. Установка акустических систем на шипы не предусмотрена.

Первое, что обращает на себя внимание практически полное растворение акустических систем в музыке. Звук не привязан к ним, звуковая сцена хорошо очерчена и простирается в глубину. Помимо этого, налицо очень прозрачная “середина” и полное отсутствие дискретности на высоких частотах.

Очередная реинкарнация Guarneri, сохранив эксклюзивность и достоинства предыдущего воплощения, вобрала в себя много хорошего из современных технологий. Новые динамики, являя пример последних достижений инженерной мысли, позволили этим акустическим системам стать более универсальными в воспроизведении музыки разных стилей. Guarneri Memento можно порекомендовать всем любителям высококачественного аудио, для которых слово “звук” не заменило слово “музыка”. А также тем, кто неравнодушен ко всему неповторимому.

Ода об истинной мощности или громкие и тихие Ватты

У всех, кто когда-либо сталкивался с выбором звуковой аппаратуры возникал вопрос о мощности, а если точнее, о громкости, например, акустической системы или ресивера. Предположу, что многие слышали от “заботливых” продавцов или замечали в рекламных материалах информацию о мощности в 30, 50 или, например, 100 Вт. Когда такое доводится слышать (видеть) мне, я крепко задумываюсь, о какой именно мощности идёт речь. Системы из поднебесной, например, якобы “выдают” заоблачные тысячи Ватт, при этом звучат тише десятиваттных трактов от других производителей.

Из-за ориентирования на значения мощности усилительной техники и акустических систем возникает много неразберихи, которая мешает покупателям приобретать, а продавцам продавать звуковую аппаратуру. Под катом я расскажу о существующих стандартах мощности, а также о том, какие маркетинговые ухищрения помогают некоторым производителям заявить “высокую” формальную мощность, при достаточно скромных реальных характеристиках.

Что определяет громкость?

На всякий случай, ещё раз напишу о том, что такое громкость и какие именно факторы определяют ее для того или иного тракта. Конечно, сегодня для большинства истина в том, что высокая мощность не всегда говорит о высокой громкости — секрет Полишинеля, но мало ли…

Итак, громкость звука — это:

Так вот, мощность не единственная влияет на итоговое звуковое давление (SPL). Громкость тракта определяет сочетание чувствительности акустики с мощностью усилителя. Чем ниже чувствительность АС, тем более мощный УМЗЧ потребуется для того, чтобы её “раскачать”.

При этом повышение звукового давления на 3 Дб требует удвоения мощности. Например, акустическая система с чувствительностью 90 дБ создает SPL= 90 дБ при подаче на АС мощности в 1 Вт (расстояние 1 м). Для повышения SPL до 93 дБ, необходимо увеличить мощность до 2 Вт, до 96 дБ — до 4 Вт, до 99 дБ — до 8 Вт и т.д.

“Советские” и “китайские” Ватты

Но всё же вернёмся к стандартам мощности, как к основному инструменту маркетинговых манипуляций. “Советские” и “китайские” Ватты — это “народное” деление мощностных стандартов, которое появилось лет 20-25 назад. Тогда наиболее доступной и востребованной на рынке техникой была новая из Поднебесной или старая из СССР. Остальное либо не поставлялось в РФ (по причине засилья китайских центров), либо стоило неприлично дорого для 80-90% населения РФ.

“Советские” Ватты считались честными, а китайские, соответственно, не очень. Хотя с советскими тоже всё не так просто. Мощностные характеристики усилителя в СССР определялись ГОСТ 23262-88, который предписывал производителю указать в паспорте устройства номинальную мощность.

Иными словами, ГОСТ оставлял за производителем право указать мощность, которая соответствует наименьшему значению коэффициента нелинейных искажений. Показатели, как правило, подгонялись под требования стандарта к классу сложности устройства. Мощность указывалась как у усилителей, так и у АС (указывала на усиление какой номинальной мощности рассчитана акустика).

При этом, по утверждениям tehpoisk.ru, порой это приводило к проблемам. Например, не учитывались искажения типа «ступенька», возникающие на малых уровнях громкости, в усилителях класса АВ. Уровень искажений мог снижаться при увеличении выходной мощности сигнала до номинальной. При этом на средних и низких уровнях громкости сигнал существенно искажался.

Также в отечественной аппаратуре можно встретить такой параметр, как синусоидальная мощность (максимальная синусоидальная мощность) — это мощность, при которой УМЗЧ или акустика способны работать в течение 2-х часов с музыкальным сигналом без физического повреждения. Такая мощность не ограничена искажениями, её пределы определены лишь тепловыми и механическими повреждениями. Синусоидальная мощность обычно в 2-3 раза больше номинальной.

Читайте так же:
Блок питания chieftec smart series

Типичный пример спекуляции на синусоидальной мощности — легендарные S-90. Их номинальная мощность составляла 35 Вт (к слову, первый вариант акустики назывался 35АС-01), а синусоидальная, уклончиво названная в документации паспортной, — 90 Вт. Номинальная также была указана, но второй по счету, что можно считать почти безобидной, по нынешним меркам, маркетинговой манипуляцией.

По сравнению с китайцами из 90-х и начала нулевых, случай “Радиотехники” с С-90 представляется совсем невинным. До сих пор помню, как унылые подвальные копировщики детища Мацуситы с созвучным названием Panansonica (орфография бракоделов сохранена) оставили на своей поделке “гордую” и заметную надпись: 5000 Вт.

В данном случае речь о PMPO (Peak Music Power Output), т.е. о максимальной мощности, которую в принципе может выдержать динамик АС, а усилитель способен выдать без термических и механических проблем. Тест проводится в течение одной-двух секунд при подаче сигнала 200 Гц.

Такие значения обычно в 20-30 раз выше номинала и именно их принято было называть китайскими. В последние годы, к чести китайских производителей, они отказались от использования PMPO и стали применять RMS.

Среди отечественных паспортных характеристик могут также встречаться максимальная кратковременная мощность (аналог PMPO), паспортная шумовая мощность (аналог синусоидальной, но в тесте вместо музыкального сигнала используется розовый шум).

DIN, RMS, AES, IEC и другие аббревиатуры

Сегодня злосчастное PMPO указывается крайне редко и, как правило, как дополнительный параметр, не несущий маркетинговой нагрузки. ГОСТовский номинал и синусоидальную мощность также достаточно тяжело встретить. Но от этого не становится проще. В многочисленных УМЗЧ и АС современного производства нет единого стандарта мощности. Нередки и откровенные маркетинговые манипуляции.

Начну, пожалуй, со стандарта DIN 45500 (известен тем, что впервые стандартизировал понятие HI-FI), в котором DIN Power измеряется подачей сигнала с частотой 1 кГц на вход устройства в течение 10 минут. Мощность замеряется при достижении 1 % THD. Стандарт практически идентичен EIAJ, принятому японской ассоциацией отраслей электронной промышленности.
(Electronic Industries Association of Japan).

Также стандарт предусматривает ещё один вид измерения мощности — DIN Music Power, описывающая мощность близка к определению синусоидальной и паспортной шумовой мощности, т.е. значение длительной нагрузки музыкальным сигналом без риска повреждения. Обычно указываемая величина DIN music power незначительно выше, чем DIN.

Нормы этого стандарта соотносятся с понятием IEC Power по стандарту IEC 268-5 (стандарт международного электротехнического комитета, второе издание 1989-07), в котором определена длительность нагрузки — более 100 часов.

RMS (Rated Maximum Sinusoidal) — предельная синусоидальная мощность, т.е. такая, при которой звуковоспроизводящее устройство может работать один час с реальным музыкальным сигналом без повреждений. Как правило, на 120-250 % выше ГОСТовского номинала и на 20 — 25 % больше DIN Music Power.

К RMS максимально близок стандарт AES2-1984 (Audio Engineering Society). Различие между AES Power и RMS заключается лишь во времени, которое должно проработать устройство — для стандарта AES необходимо 2 часа.

Также может указываться т.н. программная мощность (Program Power или PP), которая в принципе может быть любой, т.к. не стандартизирована. Принято считать, что Program Power в 2 раза больше RMS, но это не является обязательным. Не менее туманные представления о мощности даёт PPP, т.е. пиковая программная мощность (Peak Program Power), которая в 2 раза больше PP.

Характерным примером разницы в указании мощности могут служить такие известные и уважаемые производители АС как Dynaudio и DALI. Первые указывают «Паспортная мощность, IEC», т.е фактически DIN, вторые вообще ограничиваются понятием “рекомендуемая мощность” и указывают диапазон мощностей.

Манипуляции КНИ

Существует отличный от DIN Power и EIAJ стандарт IHF, разработанный Национальным институтом стандартов США и Institute of High Fidelity, в котором мощность измеряется при 0,1% нелинейных искажений.

Аналогично любой производитель может ввести собственный стандарт расчета мощности, что позволит ему писать напротив слова Power любые цифры, которые он сочтет выгодными. При подобных расчетах можно доводить значения КНИ до любого максимума, например, до 15-20%, что повлечет за собой рост формальной “мощности”. Более того, так могут изменяться значения RMS.

Хитрый ресивер

Следующий неоднозначный момент касается расчета мощности многоканального ресивера. Так при тестировании, происходит “выгодное” для искажения действительности разделение мощности. Результаты измерений очень порадуют глаза, но не уши соседей. Это связано с методом измерения одного нагруженного из шести, восьми или десяти каналов, что формально дает якобы мощностной прирост.

Чтобы не ошибиться, оценивая реальную мощность устройства, следует поискать приписку “all channels drive” в графе, где указана мощность, если таковой нет, то, вероятно, измерения проводились с нагрузкой на один канал. И я почти убежден, что без такой надписи заявленные характеристики мощности не соответствуют действительности. Номинальная (по ГОСТ) мощность, которая (учитывая использование усилителя класса D) будет составлять не более 80% от потребляемой мощности, а с усилителями других классов — ещё меньше.

Сухой остаток

Для подведения итогов и демонстрации существенности в различии мощности, предлагаю провести небольшое сравнение на примере всё тех же S-90. В данном случае я приведу лишь приблизительные расчетные значения (реальные измерения могут отличаться), но это позволит понять насколько сильно разнятся стандарты, с которыми можно сегодня столкнуться. Итак, Радиотехника S-90:

  • IHF: -.
  • Номинальная мощность: 35 Вт.
  • DIN Power: 50 Вт.
  • DIN Music Power: 90 Вт.
  • Максимальная синусоидальная мощность: 90 Вт.
  • IEC Power: 90 Вт.
  • AES Power: 110 Вт.
  • RMS (Rated Maximum Sinusoidal): 110 Вт.
  • PP (Program Power): 220 Вт.
  • PPP (Peak Program Power): 440 Вт.
  • PMPO (Peak Music Power Output): 1050 Вт.
Читайте так же:
В компьютерной игре нужно преодолеть 10

Из всего изложенного можно сделать выводы:

  • наиболее показательными и учитывающими верность воспроизведения являются такие показатели как номинальная мощность, IHF, DIN Power, EIAJ, (так как они учитывают КНИ);
  • менее информативными, но отражающими действительность являются измерение RMS, (AES Power), DIN Music Power, IEC Power;
  • не дают достаточной информации о мощности PMPO, PP и PPP;
  • при оценке ресивера следует обратить внимание на наличие надписи “all channels drive”;
  • номинальная мощность ресивера с усилителем класса D не может быть больше 80-90% от потребляемой.

Для концертной аппаратуры, где используется живой голос и динамические инструменты, существует другое правило — номинал мощности усиления равен мощности акустики по AES.

Джинса
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы можете приобрести акустические системы высокой верности воспроизведения

Большой тест "эстрадной" коаксиальной акустики

Все привыкли, что «эстрадный» фронт – это отдельно СЧ-динамики с высокой чувствительностью и отдельно твитеры, в большинстве случаев рупорные. На коаксиальной акустике громкие системы почти не строятся. Да и подходящих коаксиалов на самом-то деле очень немного. А те, которые есть, сильно отличаются от обычных. Мне удалось собрать на измерения сразу пять таких моделей и изучить их подробнее.

Полностью статью выложил, как всегда, на carmus.ru, здесь пришлось сократить из-за ограничений по количеству картинок.

Итак, в обычных автомобильных коаксиалах твитер имеет небольшие размеры и обычно крепится на ножке перед диффузором. А в "эстрадных" твитер как бы встроен в СЧ-динамик. Вернее, даже «пронзает» его насквозь.

Дело в том, что здесь применяется не обычный высокочастотник, а, как и полагается для громких систем, компрессионный рупорный ВЧ излучатель, который состоит из двух основных частей – драйвера и самой «дудки» рупора. Похожие конструкции уже были у меня на измерениях. К примеру, вот или вот. И скоро ещё будут несколько подобных.

Драйвер во всех моделях сегодняшнего теста "пристроился" к основному динамику с его задней стороны и излучает в буквальном смысле сквозь него – через осевое отверстие в керне. Оно является для него рупорным горлом. В передней части выход закрыт защитной сеткой и продолжен пластиковой «дудкой».

Поехали смотреть, что может каждый из таких "агрегатов" СЧ/ВЧ:

GROUND ZERO GZCF 200COAX (8 ДЮЙМОВ)

Когда первый раз берёшь в руки этот динамик, то первая мысль – он явно не предназначен для работы в качестве мидбаса. Во-первых, верхний подвес диффузора очень узкий и практически не даёт никакой свободы перемещения. К тому же «конус» диффузора имеет выгнутый профиль, и если катушка будет толкать диффузор слишком сильно, то он не будет двигаться как единое целое, а будет просто гнуться. Так что это чистый среднечастотник с малым ходом, без вариантов.

Подключение твитера и среднечастотника раздельное. Их можно подключить как поканально, так и к одному каналу. Твитер в этом случае подключается через конденсатор 5,6 мкФ из комплекта. Не перепутайте, клеммы твитера – внизу, а клеммы СЧ динамика – на корзине.

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

Fs (собственная резонансная частота) – 152 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 5,4 л
Qms (механическая добротность) – 10,34
Qes (электрическая добротность) – 0,66
Qts (полная добротность) – 0,62
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,5 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,5 дБ

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

SOUNDSTREAM SP2.804 (8 ДЮЙМОВ)

В отличие от Ground Zero, здесь СЧ динамик построен иначе – диффузор и верхний подвес совсем другие. Это привело к тому, что резонансная частота получилась немного ниже. Но это по-прежнему среднечастотник без малейшего намёка даже на верхний бас.

Подключение твитера и СЧ динамика тоже раздельные, правда, никакого разделительного фильтра в комплекте не идёт. Так что либо динамик используем в поканалке, либо подбираем фильтр самостоятельно. Обычный конденсатор для этого вполне подойдёт. Можно использовать такой же, как у Ground Zero, но я бы лучше взял поменьше – 3,3 или 2,2 мкФ.

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера

Fs (собственная резонансная частота) – 137 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
Qms (механическая добротность) – 11,31
Qes (электрическая добротность) – 0,74
Qts (полная добротность) – 0,70
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,4 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,4 дБ

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

MAGNUM MPS 8.0-4AB (8 ДЮЙМОВ)

Динамик практически полностью повторяет конструкцию Ground Zero – узкий верхний подвес диффузора и сильно выгнутый профиль самого диффузора. Единственное внешнее отличие (разумеется, кроме цвета «дудки» и логотипа) – это одинарные клеммы подключения СЧ динамика, как у Soundstream. Правда, в отличие от последнего, конденсатор в комплекте тут всё же есть – он заботливо припаян к клеммам твитера. Его номинал – 3,3 мкФ.

А вот внутри отличий от GZ оказалось немного больше. Во-первых, резонансная частота ниже. И причина тому – не диффузор (параметр Mms совпал с точностью до сотых), а, скорее всего, чуть другие подвесы. Да и твитер, судя по всему, тоже отличается – резонансы выражены не так сильно.

Читайте так же:
Включить wifi адаптер через командную строку

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

Fs (собственная резонансная частота) – 133 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л
Qms (механическая добротность) – 11,85
Qes (электрическая добротность) – 0,62
Qts (полная добротность) – 0,59
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,2 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,3 дБ

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

MAGNUM MPS 6.5-4AB (6,5 ДЮЙМОВ)

Этот динамик, по сути, представляет собой уменьшенную копию своего 8-дюймового старшего брата. Здесь использованы всё те же решения – короткоходный подвес и сильно выгнутый профиль диффузора. Разве что выход рупора имеет несколько другую геометрию, иначе он просто перекрывал бы половину диффузора. Катушка имеет размер 1,5 дюйма (у более крупных динамиков используются 2 дюймовые катушки). Конденсатор для подключения твитера имеет номинал 3,3 мкФ.

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

Fs (собственная резонансная частота) – 161 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 3,6 л
Qms (механическая добротность) – 10,80
Qes (электрическая добротность) – 0,60
Qts (полная добротность) – 0,57
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,2 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,2 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,9 дБ

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

EDGE EDPRO65F-E4

У этого динамика концепция абсолютно та же, что и у остальных, но конструктивно он заметно отличается. Здесь использована другая корзина. Диффузор и тканевый подвес здесь не такие экстравагантные, а более традиционные. Защитная сетка несъёмная, приклеена хорошо, на попытки снятия не поддавалась. Поскольку динамик брал с возвратом, особо настаивать не стал.

Катушка тут тоже 1,5-дюймовая, охлаждается через большие окна под центрирующей шайбой. Несмотря на то, что резонансная частота оказалась самой низкой из всех, ниже 100 Гц, мидбасовым динамиком я бы его тоже не назвал – длина звуковой катушки здесь небольшая. Так что это среднечастотник. Для подключения твитера в комплекте идёт конденсатор номиналом 2,2 мкФ.

Красная кривая – импеданс СЧ динамика
Синяя кривая – импеданс твитера
Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором
Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

Fs (собственная резонансная частота) – 93 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 7,4 л
Qms (механическая добротность) – 9,20
Qes (электрическая добротность) – 0,52
Qts (полная добротность) – 0,49
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,7 дБ

Красная кривая – АЧХ по оси динамика
Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Все динамики являются чистейшими СЧ/ВЧ с адской чувствительностью. Об использовании их в качестве мидбасов даже нет и речи, ход диффузора у всех очень маленький. Поэтому подрезать их снизу нужно минимум на 500 Гц, а лучше выше. Иначе искажений будет не избежать.

Динамики могут спокойно работать в тесных объёмах. Это полезное свойство, потому что устанавливать мидбас и СЧ в один объём ну никак нельзя, надо изолировать их друг от друга. 6,5-дюймовые будут работать уже литрах в двух-трёх, 8-дюймовым можно отводить от 4-5 литров на каждый динамик. Нормально.

Конструкция у всех такова, что рупор неизбежно перекрывает часть диффузора. Это стало причиной довольно кривой АЧХ у некоторых динамиков. Но учитывая, что это всё же не аудиофильские модели, и в первую очередь от них требуется высокая громкость, к этому можно особо не придираться. Да и если уж честно, то большинство систем на "разнесённых" СЧ и ВЧ имеют АЧХ ни разу не лучше.

Среднечастотный динамик и твитер можно включать поканально. Хуже от этого точно не будет – появится возможность поиграть с частотами и порядками фильтров на их стыке. Если их вешать на один канал, то можно обойтись и одним конденсатором на твитер в качестве фильтра. Тем более, что у всех кроме Soundstram такой уже есть в комплекте. Правда, у Ground Zero его номинал великоват – 5,6 мкФ, я бы заменил его хотя бы на 3,3 мкФ.

В общем, если коротко, то главное достоинство таких динамиков перед раздельными СЧ и ВЧ – компактность. Тут у нас всё в одном динамике, да ещё и с возможностью работать в маленьких объёмах. Так что для многих "эстрадных" систем, работающих на открытое пространство, они могут оказаться вполне рациональным выбором. Главное, не забывать, что между ними и сабвуфером ещё мидбас должен быть.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector