Parus16.ru

Парус №16
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самодельная акустика — мой долгострой. Серия 1

Самодельная акустика — мой долгострой. Серия 1.

Turist

Я человек одновременно увлекающийся, рассеянный и ленивый. Поэтому моя история про самодельную акустику (равно как и про любо йдругой DIY проект)- это длинный, вялотекущий сериал, наполненный случайностями и ошибками.. Заинтригованы? 🙂

Несколько лет назад, когда я начал интересоваться этой темой , я решил, что начинать эксперименты нужно на основе чего-нибудь дешевого. Звучит сомнительно, понимаю. Для своего проекта я выбрал самый популярный тип АС: 2-полосная система полочного типа. Такие акустические системы являются золотой серединой для среднестатистического аудиофила, живущего в обычной квартире. После продолжительных поисков компонентов была куплена пара мидбасовых динамических головок производства новосибирского завода НОЭМА: динамики 35ГДН-62–8 — дешево и сердито.

С этими динамиками я немного поигрался, провел несколько домашних тестов и благоплучно убрал их на хранение в коробку. Вернулся к самоделке я через несколько лет и не придумал ничего лучше, чем купить ВЧ головки на Алиэкспресс.. Да, я предупреждал, что мои истории наполнены неожиданностями и ошибками! Пищалки стоили недорого, при этом относились к гордой категории ленточных.

Однако когда они приехали из китая, качество их исполнения наводило на мысли, что никуда они не годятся — хлипкий пластик, маленькие магниты и т.д. Измерения показали очень неровную АЧХ, с полого возрастающей характеристикой. Эти излучатели годятся максимум на роль супер-пищалок:

Неопытный аудиофил, возможно, подумает, что супер-пищалка — это такая более лучшая пищалка (супер же). На самом деле супер-твиттер — это дополнительный ВЧ излучатель, удел которого — работа в самой верхней части звукового спетра. Он обычно как бы дополняет основной ВЧ или ШП динамик, добавлет воздуха…

В общем, было решено оставить их в проекте и использовать как раз в роли супер-пищалок — не пропадать же добру! Для воспроизведения основного ВЧ диапазона были выбраны также довольно странные динамики — Visaton TW 70/8.

Это недорогие бумажные излучатели, которые чаще всего покупают для замены сгоревших пищалок в старой акустике. Если честно, я уже и не помню, почему выбрал именно их.. Вот так вот.

В защиту китайских ленточных пищалок все-таки стоит отметить их разрешение, которое я оценивал по графикам кумулятивного затухания спектра. Приведенные ниже картинки лучше тысячи слов.

В общем, имея на руках такой странный набор излучателей я решил строить свою самоделку.

Объем корпуса АС был рассчитан на основе рекомендаций производителя мидбасового динамика (да, ребята из Ноэмы оказались довольно отзывчивыми и проконсультировали меня по почте по рекомендуемому акустическому оформлению) а также при помощи программного обеспечения BassBox Pro.

“оформление — фазоинвертор, объем 25л (+ заполнение объема жестким синтепоном), Fфи 45Гц. Более ровная передаточная характеристика получается по рекомендациям из паспорта к ДГ, но снижается давление на НЧ и увеличивается ГВЗ.”

ГВЗ — это групповое время задержки. Очень важная штука в мире звука.

В паспорте объем оформления рекомендуется целых 30 литров, но для меня и 25 литров оказались неприятным сюрпризом, поэтому решил следовать логике наименьшего зла.

Корпус довольно быстро был спроектирован в бесплатном Google Sketchup:

Признаться честно, расположение посадочных отверстий под динамики выбрано практически рандомно и никаких исследований на предмет взаимодействия излучателей с передней панелью корпуса я не делал. Кроме этого, я допустил довольно серьезную ошибку в выборе размеров корпуса, точнее, пропорции между шириной, высотой и глубиной. Дело в том, что корпус АС — это не только объем, необходимый для изоляции задней части диффузора излучателя от полупространства, в которое работает передняя часть (иначе произойдет акустическое короткое замыкание и баса просто не будет), но и система, в которой во время излучения звука образуются стоячие волны, очень портящие этот самый звук: из-за этих волн и резонансов, на АЧХ акустической системы появляютя довольно неприятные неровности на частотах, соответствующих линейным размерам каждого из измерений корпуса. Если посмотреть на АЧХ мидвуфера, приведенное выше, то их можно увидеть в интервале от 500 Гц до 1 КГц (далее идут неровности, связанные уже непосредственно с особенностями самого динамика) — данная АЧХ снималась в закрытом корпусе объемом 20 литров. Когда проектировал корпус, я об этом просто не знал.. Поэтому высота и глубина корпуса получились практически одинаковыми. А если делать “как надо”, то нужно соблюдать определенную пропорцию между измерениями. Я, если честно, ее не помню, но смысл в том, чтобы так распределить длины сторон корпус (а соответственно и частоты образования стоячих волн), чтобы минимизировать неравномерность частотной характеристики, вносимую стоячими волнами, путем правильной интерференции их между собой. Какими были последствия такой неосмотрительности и как я с ними боролся, напишу позже. А пока покажу корпус АС, в том виде, который есть сейчас

Детали корпуса вырезались на станке ЧПУ из 18мм панелей МДФ. Подрядчика со станком нашел на YouDo, им оказался интересный в общении мужик, который взял за работу немного денег. Корпуса получились пугающе тяжелыми и большими. Но, как говорится. фарш невозможно провернуть назад…

После склейки одного из корпусов и примерки динамиков я опять взял большую паузу. Жизнь постоянно наполнена множеством взаимоисключающих вещей. У меня выросла семья, появилось больше работы и меньше свободного времени. Мои колонки пылились на балконе. Иногда по возможности я делал некоторые измерения динамиков. Весьма несистемные, стоит отметить..

Сравнительно недавно я достал корпус и продолжил с ним работу

Читайте так же:
Визитная карта моей ос шаблон

Измерения начал с низкочастотного динамика, так как остальные будут приводиться к нему. Зачастую в многополосных системах приходится приводить чувствительность динамиков к одному значению и, как правило , всегда приводят именно к НЧ. На это есть несколько веских причин: получить высокую чувствительность на НЧ сложнее, чем на ВЧ; если даже есть возможность понизить чувстивтельность НЧ, то это обойдется болшой ковью, так как на НЧ живет основная энергия звукового сигнала. Поэтому единственное что было сделано до работы с басовиком — сняты АЧХ всех динамиков и проконтролирован уровень чувствительности. Далее началась возня с НЧ..

Как я упоминал выше, в корпусе АС всегда образуются паразитные стоячие волны, которые в моем случае были абсолютно проигнорированы на этапе проектирования АС. Поэтому пришлось вести борьбу с ними уже по факту их ощутимого присутствия. Я не стал оригинальничать и пошел по пути подбора внутреннего наполнения и демпфирования корпуса. Дело в том, что в зависимости от материала демпфирования, внутренние резонансы и стоячие волны могут быть в той или иной степени компенсированы или хотя бы уменьшены. Так как я ленивый и спонтанный, я не стал далеко ходить в поисках материалов и использовал то, что есть : синтепон и куски обычного туристического коврика-пенки. Наверное, это выглядит комично, но тем не менее, такой наполнитель дал свои результаты. Синтепон я нарезал и сшил в толстые многослойные маты.

Ниже приведу АЧХ НЧ-динамика в корпусе с разным наполнением, снятую в ближнем поле (10 см от диффузора). Обратите внимание на интервал от 400 до 1000 Гц.

Как видите, таким нехитрым способом можно добиться весьма ощутимых результатов. На этом борьбу со стоячими волнами корпуса я решил закончить. И перешел к расчету фиьтров.

Честно признаться, ни времени, ни желания на углубленное изучение теории построения АС в целом и разделительных фильтров в частности у меня нет. Все что я знаю — это некоторые обрывки информации по тем или иным вещам разной степени важности. Распространенная ситуация в мире увлечений, как мне кажется.

Для полноценного проектирования фильтра АС с получением более или менее прогнозируемого результата необходимо делать довольно точные измерения фазово-частотной характеристики излучателей как в ближнем так и дальнем поле. Точнее, измерения должны быть правильными. Точность измерений в совеменное время — не проблема. Дело в том, что обычно измерения происходят в условиях квартиры и в этом смысле ближнее поле просто необходимо — оно позволяет получить хоть какое-то представление о нижней части спектра сигнала, благодаря сравнительно низкой амплитуде переотраженных и стоячих (комнатных мод) волн в точке измерения.

В общем-то проблема корректных измерений АЧХ и ФЧХ акустики в широком диапазоне частот — глобальная и давняя штука. В золотое время hi-fi крупные корпорации производители имели собственные безэховые камеры — единственный способ получить достоверные измерения в широком диапазоне. Для обычного же самодельщика доступны лишь такие вот измерения в дальнем и ближнем поле (с разной длинной анализа импульсной характеристикой).

Дальнее поле используется для измерения СЧ и ВЧ диапазона так как именно в дальнем поле мы слушаем нашу АС. Именно в дальнем поле еще на этапе измерений можно получить представление о звуковом поле с учетом взаимодействия излучателей между собой (точнее с учетом интерференции сигналов от разных излучателей в точке прослушивания) и с лицевой панелью корпуса АС. Иногда у людей получается также в дальнем поле записать baffle-step эффект, но в моем случае этого не получилось — морда у колонки слишком широкая, в следствие чего частота, на которой излучение переходит из полупространства в пространство, слишкорм низкая и не измерима в условиях моей комнаты. Но так как любой уважающий себя колонкостроитель этот самый baffle-step компенсирует, мне пришлось его моделировать программно.

Прежде чем приступить к анализу АЧХ динамиков и расчетам фильтров АС, я получил комбинированную АЧХ мибдаса: правая часть Спектра (правее 800 Гц) снята в дальнем поле 1 м, левая часть снята в ближнем поле с последующим программным добавлением модели baffle-step и сшивкой с правой частью.

Обратите внимание на схожесть АЧХ между двумя последними иллюстациями: дальнее поле на 300–1000 Гц пусть упрощенно, но похоже на комбинированную кривую с моделированным эффектом baffle-step. Это говорит корректности использованной модели baffle-step.

Не менее важным для корректного моделирования фильтров являются кривые импеданса и ФЧХ. Если с ФЧХ я разобрался более или менее сносно (снял ФЧХ в дальнем поле), то с импедансом пришлось похимичить. Так как полноценно измерить импеданс головок я не смог/не захотел, я его “нафотошопил” из частичных собственных измерений и частично из паспортных документов к головкам.

Для моделирования и построения фильтров была выбрана программа LspCad.

Наверное, стоит сделать небольшое пояснение, как это все происходит:

сначала в программу заводится информация об излучателях в виде АЧХ, ФЧХ и кривых импеданса. Далее программными способами в систему добавляются пассивные элементы фильтров и корпуса АС, и проводится моделирование получаемых АЧХ, ФЧХ и импеданса…

Первое, что бросается в глаза, при взгляде на АЧХ вуфера — это непотребность в районе 400–800 Гц. Как я ни старался убрать неравномерности, связанные с корпусом, при добавлении в характеристику модели baffle-step горб все таки венулся.. Поэтому сначала пришлось считать режекторый фильтр (если быть точным, сначала была посчитана цепь Цобеля для компенсации катушки динамика, про которую я решил не писать, а потом уже фильтр). В роли режекторного фильтра выступил LCR контур, параметры которого побдирались вручную, глядя на изменения АЧХ.

Читайте так же:
Джойстик вместо мыши и клавиатуры

Так гораздо лучше. Не уверен, что выбранные номиналы не испортят суммарный импеданс и звук системы в целом, но, по крайней мере, на модели оно работает хорошо. АЧХ вуфера теберь гораздо ровнее, хотя можно заметить ее склонность к “светлому” звучанию. Это частично компенсируется после сшивки с ВЧ. Какой точно будет частота раздела вуфер-ВЧ и ВЧ-лента я пока не знаю. Предварительно это 3 и 7 КГц соответственно. Но эти цифры трбуют уточнения с оглядкой на резонанс пищалки и кривые нелинейных искажений, которые у меня где-то должны быть… А пока на этом все. Надеюсь, это кто-нибудь прочитает и, может буть, даже покритикует.

Тема: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

25-30л — т.е. порядок такой же как у двери автомобиля. Стоит ли заморачиваться и покупать домашние динамики (тоже, соответственно, будут недорогими, т.к. неохота пока сильно вкладываться) или сойдут для начала автомобильные? Как мои динамики звучали в авто — я в курсе, меня бы поначалу устроило. Дома, как я понимаю, низов будет поменьше (т.к. в авто передаточная функция салона помогает). Кто такое делал, поделитесь ощущениями.

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Сообщение от Alex Post

25-30л — т.е. порядок такой же как у двери автомобиля. Стоит ли заморачиваться и покупать домашние динамики (тоже, соответственно, будут недорогими, т.к. неохота пока сильно вкладываться) или сойдут для начала автомобильные? Как мои динамики звучали в авто — я в курсе, меня бы поначалу устроило. Дома, как я понимаю, низов будет поменьше (т.к. в авто передаточная функция салона помогает). Кто такое делал, поделитесь ощущениями.

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Сообщение от Alex Post

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Алекс!
Погугли и пояндекси по словам tqwp tqwt.
Как правило автомобильне динамики "жесткие", т.е. с высокой добротностью, поэтому ЗЯ им категорически противопоказан, с ФИ как получится. (утверждают, что Морель пульс коах 5 без пересчета становится в корпус S30). На приведенной ссылке скорее сильно скрюченный tqwp/tqwt, что в недалеко от трансмиссионой линии.
Расчеты есть, ищщи.
А вот в автомобильные кроссоверы я лично не верю.

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Сообщение от toivo

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Сообщение от Nagema

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Сообщение от DECEMBER

Есть тенеденция, а есть конкретный экземпляр.
А "сколько горбов у верблюда" — так это мерить надо.

С уважением, Макс Тараненко.

P.S. Реальность сегодняшнего дня в том, что не в мегаполисах добыть автодинамик проще, чем неавто. Так что тема построения домашней акустики на автодинамиках отнюдь не мерворожденная.
P.P.S А если какой-нибудь опытный в прослушивании музыки разработчик представит например "MVV" на автодинамиках, то ему можно и на бюст скинуться, на родине героя.

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Looking for the three principles: justice, liberty & the quality

[/B][/U]
З.Ы. [I]Экономить на звуке[/I] — [B]неприлично[/B]!:spy:

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Домашняя страница
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Сообщение от toivo

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

Сообщение от Vic_MSK

Примерно метр высотой и 30 на 30 сантиметров?

Я вот думаю, не пришлось бы тут городить усилитель с отрицательным выходным сопротивлением.

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

  • Просмотр профиля
  • Сообщения форума
  • Домашняя страница
  • Созданные темы

Re: Можно ли сделать из автодинамиков домашние колонки?

А я вот считаю, что применение автомобильных динамиков в домашних АС — это совершенно НЕ правильно. Конечно, по своим хар-кам можно из 1000 разных динамиков всё-же найти подходящий по параметрам и построить нормальную АС, но брать для этого первый попавшийся динамик НЕЛЬЗЯ!

Автомобильные усилители — это токовые усилители. Напряжение не большое, а токи сумасшедшие. Дома всё наоборот — усилители по напряжению, а токи не большие.

Если и строить домашнюю АС на автодинамиках, то и усилок тогда уж использовать автомобильный. Но тогда либо надо иметь источник с регулируемым выходом и усилитель с очень высокой чувствительностью (чтоб от 0 мВ мог полноценно играть!!), а таких как правило нет (все работают от 0.2 В!), либо автомагнитолу использовать

Динамик для компьютера своими руками

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ:
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОЛОЧНОЙ АКУСТИКИ СВОИМИ РУКАМИ С ЧЕРТЕЖАМИ И СОВЕТАМИ АВТОРА СТАТЬИ. ПРИВЕДЕНЫ ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ И ПОКАЗАНА ТЕХНОЛОГИЯ СБОРКИ АКУСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Читайте так же:
Газовая колонка постоянно отключается

Полочная акустика своими руками

DIY или Сделай Сам

Однажды я задумал собрать себе качественную акустику для озвучивания небольшой комнаты, а также для использования в качестве мониторов ближнего поля при работе со звуком на компе (хобби). Главное требование — адекватное звучание по отношению к источнику. Не чтобы «низы колбасило» или «тарелочки звенели», а именно адекватное естественное звучание. Итак, собираем качественные «полочники».

В теории идеальная система – однополосная. Но, как и все идеальное, такой системы не существует в природе. Да, есть очень качественные широкополосные динамики у того же «Визатона», но почему-то все известные производители делают двухполосные полочные системы. А когда речь идет о напольном варианте, то и 3 полосы — не редкость. Тут вопрос особо не стоял – классический двухполосный вариант: НЧ и ВЧ.

Основное требование, предъявляемое к динамикам – оптимальное соотношение цена / качество. Т.е. это не должны быть «дешевки» по 500р., но и не умопомрачительный «хай-енд» за $1000. К тому же я не торопился. Мысль собрать собственными руками «полочники» пришла достаточно давно, и я заблаговременно закинул удочку моему хорошему знакомому, «больному» звуком, с которым мы на эту тему давно постоянно и плодотворно общаемся.

Первыми появились ВЧ — Vifa XT19SD-00/04 ring-rad. Это высококачественные 4-омные «пищали», достаточно популярные среди аудиофилов. Планировались для одного комплекта, но по каким-то причинам не пошли и в оказались в моем комплекте.

ВЧ головка Vifa

Теперь, когда динамики есть, можно приступить к созданию акустики.

У каждого варианта свои плюсы и минусы. Во-первых, нужно учитывать компактность самих колонок и связанные с этим сложности в компоновке в условиях ограниченного пространства. А монтировать снаружи нет смысла. Во-вторых, отдельные модули как самостоятельные компоненты можно комбинировать в дальнейшем, а также проще ремонтировать в случае чего. Ну и в-третьих, активные колонки – это достаточно дорого. Т.к. если делать приличный усилитель (а бывает и по одному в каждый корпус), то он получится дороже самой акустики. К тому же у меня уже был усилитель. Но в любом случая я за схему – пассивная акустика + усилитель, она более универсальна.

Расчет размеров корпуса

С динамиками определились, теперь необходимо понять, какой корпус для них оптимален. Размеры считаются исходя из характеристик звучания НЧ-динамика. На сайте производителя рекомендации отсутствуют, т.к. динамик предназначался прежде всего для автозвука. Держать специальную аппаратуру для этих целей нет никакого смысла, если только это не ваша работа. Поэтому на помощь приходит толковый чувак со специальным стендом. В результате лабораторных испытаний получаем расчетный размер корпуса 310 х 210 х 270 мм. В процессе замеров также были посчитаны параметры фазоинвертора.

Кстати, многие производители на своих сайтах публикуют рекомендуемые размеры корпуса для динамиков. Когда такая информация есть, логично воспользоваться ей, но в данном случае такими данными я не располагал, поэтому пришлось заняться лабораторными исследованиями.

На мой взгляд, наиболее оптимальным материалом для корпуса является МДФ. Он акустически нейтрален, а также чуть лучше по эксплуатационным характеристикам, чем ДСП. Фанера также хороша, но найти качественную фанеру непросто, и она дороже и сложнее в обработке. В качестве исходного материала для корпуса был выбран 22мм лист МДФ. В принципе стандартных 18-20мм вполне достаточно, но я решил сделать немного с запасом. Жесткость лишней не бывает.

Конструкция и дизайн корпуса

Один из самых важных этапов. Прежде чем ехать за МДФ, советую определиться с конструкцией, чтобы сразу попросить продавца распилить лист по частям, а на нормальной точке продаж всегда есть хорошие станки с точным и ровным распилом. В домашних условиях такой рез получить сложно.

Итак, дизайн. Колонки должны смотреться как минимум не хуже «промышленных», чтобы не было ощущения клуба очумелых ручек. Мы ведь делаем не только качественную, но и красивую акустику. Вообще красивых, интересных и при этом конструктивно несложных акустических систем практически нет. Красивую акустику делает итальянская Sonus Faber, потрясающие по красоте – Magico Mini. Но все они сделаны с применением точных станков, которых дома по определению нет. Как вариант, можно заказать корпуса хорошему «краснодеревщику» с руками и ЧПУ. Такая работа обойдется в зависимости от того, где и что вы заказываете, от 10 000р. до 30 000р. вместе с материалами. Если специалист хороший, то колонки будут выглядеть не хуже, а то и лучше «магазинных». В данном случае я решил, что все полностью буду делать сам. Поэтому смотрим на вещи реально и делаем конструкцию безо всяких скосов, фигурных выпиливаний и т.д. Т.е. это будет параллелепипед. Расчетные размеры дают достаточно приятную пропорцию, а пропорция в дизайне – это уже полдела.

В чем проектировать? Я хоть и связан с дизайном по роду деятельности, но 3D-пакеты знаю, мягко говоря, поверхностно. При этом программа должна быть в большей степени инженерной, чем рендерной. Специализированные «Кады» для этой цели тяжеловаты и излишни. Выход был достаточно быстро найден – фриварный SketchUp более чем подходит для этой цели. Он настолько прост и интуитивно понятен, что был полностью освоен примерно за час. Он может главное: быстро создавать любые фигуры, проставлять размеры, использовать простые текстуры. Считаю, что такая программа идеально подходит для «домашних» целей. В ней легко можно, например, спроектировать кухню или даже небольшой дом.

В целом варианты — неплохие по внешнему виду, но чисто конструктивно вызывают сложности. В результате было решено боковые стенки отделать шпоном ясеня, а остальные 4 стенки обтянуть по окружности кожей, точнее качественным автомобильным кожзамом. Пищаль красива сама по себе, а вот НЧ-динамик имеет на фронтальной стороне корпуса конструктивную накладку, которая будет смотреться не очень красиво. Поэтому было решено изготовить для него дополнительную декоративную накладку (кольцо), которое будет прижимать его к корпусу, а заодно придаст красоты самой колонке. С конструкцией и дизайном определились.

Читайте так же:
Виды клавиатур для компьютера

Прежде чем перейти к следующему этапу, обозначу, какие основные инструменты нужны для работы:

Без этого набора лучше заказать корпуса хорошему мастеру.

Итак, распиливаем бюджет лист МДФ. Я уже писал, что лучше распиливать на специальных станках – это недорого, а получается точно. Но т.к. я решил корпус делать сам от и до, то для чистоты эксперимента распиливал сам ручной циркуляркой, а небольшие куски лобзиком с направляющей. Как и предполагалось идеального реза не получилось. После реза, пары стенок (левая-правая, передняя-задняя и т.д.) устанавливаются парой, подгоняются шлиф-машиной и/или электрорубанком и проверяются на перпендикулярность угольником. А в дальнейшем при сборке финально подгоняются после склейки. Потеря 2-3 мм несущественна. Но все-таки рекомендую распиливать сразу «на базе», сэкономите кучу времени.

После того, как фаски сняты, прикладываем клеммник и динамики, после чего просверливаем тоненьким сверлышком отверстия под будущие саморезы. Без них, во-первых, может «распереть» сам МДФ при вкручивании шурупов, во-вторых, при финальном монтаже динамики сложнее будет ровно поставить. Очень долго думал, каким образом выставлять относительно друг друга динамики, пришел к такой схеме:

Расположение динамических головок

Шпон нужно защитить. Я покрыл его прозрачным яхтным лаком.

Если очень хочется, потом фазик можно как-то облагородить.

Потом прорезаются отверстия на клеммнике, «вуфере» и «пищалке». Кожа на клеммнике и ВЧ будет утапливаться вниз, поэтому диаметр выреза можно оставить меньше на 5-10 мм. Кожа на НЧ будет прижиматься декоративным кольцом, поэтому нужно подрезать так, чтобы ее не было видно.

Перед тем, как монтировать динамики, необходимо задемпфировать корпус специальным синтепоном. Для этих целей была использована «вата» фирмы Visaton. Синтепон клеится по окружности по стенкам.

Все? Все. Прикручиваем к клеммнику акустический кабель и начинаем испытания.

Тест системы производился в следующих конфигурациях:

1. Ресивер Sherwood VR-758R + акустика.

2. Компьютер + Unicorn (USB-ЦАП) + Самопальный стерео-усилитель + акустика.

3. Компьютер + E-mu 0204 (USB-ЦАП) + Sherwood VR-758R + акустика.

Немного о самих конфигурациях. Я лично считаю, что на данный момент идеальный вариант домашнего муз-центра это: комп + USB-ЦАП + усилитель + акустика. Звук в цифре без искажений снимается через USB и поступает на качественный ЦАП, с которого передается на качественный усилитель и после на акустику. В такой цепочке количество искажений минимально. Кроме того, вы можете использовать совершенно разные фонограммы: 44000/16, 48000/24, 96000/24 и т.д. Все ограничено возможностями драйвера и ЦАПа. Ресиверы в этом плане менее гибкий и заранее морально устаревший вариант. Размер современных винчестеров позволяет хранить на них практически всю медиатеку. А тенденции к подписке на Интернет-контент могут и этот вариант упразднить, хотя это не ближайшее время и далеко не для всех подойдет.

Скажу сразу, что во всех трех конфигурациях акустика звучала прекрасно. Я, честно говоря, даже не ожидал. Вот некоторые субъективные аспекты.

1. Адекватный и естественный звук. Что записано, то и воспроизводится. Нет перекосов ни в какую сторону. Как я и хотел.

2. Большая чувствительность к исходному материалу. Все огрехи звукозаписи, если они есть, хорошо слышно. Качественно смикшированные треки слушаются отлично.

3. Хорошо читаемые для таких размеров басы. Конечно, органную музыку на полочниках в полной мере не оценишь (ее вообще на акустике сложно оценить), но большинство материала «переваривает» без проблем. Большего от таких малышек ожидать трудно.

4. Очень хорошая проработка деталей. Слышно каждый инструмент. Даже при насыщенной звуковой картинке и приличной громкости звук не съезжает в кашу (усилитель здесь играет не последнюю роль).

5. Хочется сделать погромче 😉 Т.е. акустика не орет, а ровно играет. Хотя тут тоже не малая заслуга самого усилителя, т.к. при увеличении нагрузки хороший усилитель сохраняет линейность.

6. От долгого прослушивания не болит голова. У меня лично это частенько случается, а тут целый день играет и хоть бы что.

7. Опасения на счет некорректной панорамы и сильной зависимости звучания от положения слушателя не подтвердились. Насколько мне известно, у автомобильной акустики специфическая фазировка звука из-за особенностей расположения динамиков в салоне. А именно про этот комплект я читал, что мидбасы у него в этом плане более универсальные. Что собственно и подтвердилось. Можно сидеть в центре перед колонками, можно встать рядом боком к ним — звук отличный. Зависимость есть, но очень небольшая.

Что касается самих конфигураций, то наиболее качественного звука удалось добиться при второй конфигурации.

Во-первых, использовался очень качественный ЦАП Unicorn.

В двух словах, удалось найти схемотехническое решение, при котором усилитель при изменении громкости сохраняет свои характеристики, т.е. не искажает звучание при любой (конструктивно допустимой) громкости. Очень многие усилители (даже очень дорогие) страдают этим. Было удивительно слушать, как такой усилитель оживлял многие акустические системы, т.е. заставлял их звучать так они должны звучать. К слову по такой схеме переделывались и некоторые промышленные усилители (в частности довольно неплохой и сам по себе Xindak), и у них открывалось «второе дыхание».

Сравнивали акустику с чем-то другим, спросите вы? Да, например с ProAC Studio 110 – это достаточно качественная полочная акустика, вот немного про них. Сравнили, поняли, что звучат точно не хуже. У «проаков» возможно чуть меньшая зависимость звука от положения слушателя из-за специфического размещения инвертора и «пищалки», там как-то они хитро все это рассчитывали. А в остальном абсолютно ничуть не хуже, даже мне лично мои самоделки больше понравились, но это спишем на субъективизм 😉 Еще одевал наушники (достаточно неплохие Koss) и сравнивал по панораме, верхам и низам. Абсолютно идентичное звучание. Даже по низам. В общем, восторг полный.

Читайте так же:
Видеокарта asus radeon rx 470

Калькуляция по материалам

СЧ/НЧ динамики (пара): 3 000р.

ВЧ динамики (пара): 3 000р.

Кроссовер (пара): 3 000р.

Терминал (клеммник): 700р.

Лист МДФ, 22мм: 2 750р.

Спецклей 88: 120р.

Фигурное кольцо-накладка: 500р.

Некоторые материалы были или достались безвоздмездно, здесь соответственно не учтены.

В любом более-менее сложном устройстве или законченной функциональной системе важно абсолютно все. Когда речь идет о музыкальной системе, то на конечный результат влияет большое количество факторов:

— Устройство для воспроизведения фонограммы.

— Динамики, установленные в корпусе акустической системы.

— Правильно рассчитанные под динамики и качественно собранные корпуса.

— Схема и комплектуха для кроссовера.

Это основной, но не полный список.

Неверно считать, что главное — усилитель или главное — провода, или главное — динамики. Домашняя музыкальная система — это как оркестр. И если в этом оркестре кто-то будет плохо, а кто-то блестящее играть, то в целом получится — средне. Или, как говорилось в очень точном примере: если смешать бочку говна с бочкой повидла, то получится две бочки говна.

Есть и другая крайность. Хорошая система стоит баснословных денег. Значит каждый компонент должен стоить по полмиллиона. А фонограммы должны быть исключительно в Super Audio CD или на фирменных пластинках. Типа закрытое общество элитных аудиофилов. Фигня это все.

Я пришел к выводу, что собрать собственную относительно бюджетную систему, которая описывается одним словом «Звучит», вполне возможно. И если в качестве ЦАП или усилителя в силу особенностей лучше использовать реально существующие решения, которых сейчас очень много. То правильно сделанная (самостоятельно или под заказ) акустическая система, будет звучать лучше, чем за те же деньги приобретенная «фирменная». Сейчас практически все компоненты можно заказать в Интернете. Более того многие производители публикуют схемы корпусов для соответствующих динамиков. Существует масса программного обеспечения для расчета параметров корпусов. В сети множество специализированных форумов, а в офлайне есть люди с руками. Во всем быть специалистом конечно невозможно. Как и в любой области главное – знать общие принципы.

Статья не претендует на истину в последней инстанции, но, надеюсь, что мои мысли и мой опыт кому-нибудь еще пригодится.

Динамик для компьютера своими руками

( ( (param1 & (1<<PARAM1_BIT6)) || ((param2==PARAM2_TRUE)&&(—param3)) ) ? (param1 & (

param2)) : (Func1() | FUNC1_FLAGS) );
Люблю Си.

_________________
"Какой тоской душа не сражена — быть твердым заставляют времена"© "Король Лир" У.Шекспир.

Ладно, посчитаем, раз есть просьбы.
ПИК=200 р.
ЦАП=2*75р.=150р
Операциооный усилитель-уже не критично.

В те же 400 р можно уложится.

( ( (param1 & (1<<PARAM1_BIT6)) || ((param2==PARAM2_TRUE)&&(—param3)) ) ? (param1 & (

param2)) : (Func1() | FUNC1_FLAGS) );
Люблю Си.

Ладно, посчитаем, раз есть просьбы.
ПИК=200 р.
ЦАП=2*75р.=150р
Операциооный усилитель-уже не критично.

В те же 400 р можно уложится.

_________________
"Какой тоской душа не сражена — быть твердым заставляют времена"© "Король Лир" У.Шекспир.

Кгм, Кгм.
Кирил, это оскорбление? Если да, то ненадо так больше делать. Вы уже промахнулись в 2 раза по стоимости. И когда я делаю свои проекты, стоимость для меня последнее, о чем я думаю.

ОУ некритичен, т.к необходимо собрать абсолютно другой выходной каскад, чтоб он "раскачивал" не наушники, а колонки. Так зачем делать сначала этот лишний кусок, а потом там же еще лишний кусок для согласования с этим?

( ( (param1 & (1<<PARAM1_BIT6)) || ((param2==PARAM2_TRUE)&&(—param3)) ) ? (param1 & (

param2)) : (Func1() | FUNC1_FLAGS) );
Люблю Си.

Кгм, Кгм.
Кирил, это оскорбление? Если да, то ненадо так больше делать. Вы уже промахнулись в 2 раза по стоимости. И когда я делаю свои проекты, стоимость для меня последнее, о чем я думаю.

ОУ некритичен, т.к необходимо собрать абсолютно другой выходной каскад, чтоб он "раскачивал" не наушники, а колонки. Так зачем делать сначала этот лишний кусок, а потом там же еще лишний кусок для согласования с этим?

КириЛЛ пишется с 2 буквами "Л", это так, на заметку.
Оскорблять никого и мысли не было.
Промах по цене не засчитан, я весь перечень ИМС вбил в каталоге Элитана (не сочтите за рекламу) — его сумма и была мною приведена. Стояла бы цель искать дешевле по разным сайтам, тогда конечно бы цена ниже получилась.
Ну к вопросу о стоимости — если единичное изготовление, то как угодно. Я уже немного отошел от единичного производства.

Насчет ОУ — не велось обсуждения о схемотехнике. Потому пожалуй не будем эту тему затрагивать.
ИМХО, надуманный конфликт считаю исчерпанным.

_________________
"Какой тоской душа не сражена — быть твердым заставляют времена"© "Король Лир" У.Шекспир.

( ( (param1 & (1<<PARAM1_BIT6)) || ((param2==PARAM2_TRUE)&&(—param3)) ) ? (param1 & (

param2)) : (Func1() | FUNC1_FLAGS) );
Люблю Си.

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector