Parus16.ru

Парус №16
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Динамик 25гдн 3 4 характеристики

Динамик 25гдн 3 4 характеристики

Сегодня хочу поделиться с Вами тем, как я провёл апгрейд советской акустической системе ВЕГА 15АС-404, 1979 года вупуска — всего на год младше меня 🙂

Несмотря на такой почтенный, для колонок возраст, сохранились они в замечательном состоянии — как будто только вчера куплены в магазине Мелодия.
Полировка без царапин и потёртостей. Пластик тоже целый и ровный.
Всё это видно на фото — нажимайте на картинку для увеличения.

Маркировка была ещё старо-гостовской не 15АС — 404, а просто 15АС-4

Начинка так же порадовала.
На винтах стояли заводские пломбы и все внутренние компоненты дошли до нашего времени не тронутыми.

Динамики и фильтры своим видом как будто говорили —
» Дааа.. таких как мы сейчас найти трудно!»

Переделывать акустику в таком прекрасном состоянии всегда приятно.
Хочется, чтобы звучание соответствовало состоянию .
И я принялся за работу.

Не хотелось делать ничего сверхъестественного, как известно лучшее — враг хорошего.
Целью было избавиться от всех слабых мест и посмотреть что из этого получится в итоге.

Слабые места в подобной бытовой советской акустике следующие:

  • недостаточный объём корпусов
  • отсутствие фильтра на НЧ динамике
  • плохая герметичность
  • внешний вид (не у всех, но у этих явно требует доработки)
Первое, что я сделал — это установил динамики снаружи корпуса и проклеил внутренность слоем технической ваты (хлопком).

Для этих целей использовал клей ПВА.
Вата, идёт в комплекте с акустикой — родные «маты» которые лежали в колонках отлично расслаиваются и можно отделить куски необходимой толщины. Я делал толщиной примерно в сантиметр.

Пересадка динамиков позволила увеличить внутренний объём примерно на треть, а оклеивание звукопоглотителем ещё немного его увеличила и устранила паразитные резонансные призвуки.

Итак с объемам я сделал всё, что мог в формате данных корпусов.

Пришло время заняться акустическими фильтрами.

У этих колонок фильтр установлен только на высокочастотном звене.
Его функцию выполняет динамик 3ГД-31 ( более современная маркировка 5ГДВ-1-8).
Он применялся и во многих других акустических системах, самая известная из них, это пожалуй КОМЕТА 25АС-225 (она же 15АС-225).

Кто то ругает этот динамик, кто то его хвалит. Тут на вкус фломастеры у всех разные.

Мне он нравится и когда я собирал себе напольную трёхполосную акустику (о ней подробно напишу в другой раз), то эти динамики заняли в ней почетное место ВЧ звена.

ВЧ фильтр второго порядка в виде конденсатора и катушки у них присутствовал.

У низкочастотного звена фильтра нету вообще. Динамики 25ГД-26-30 (дедушка динамика 35гдн-1-4) выполняющие здесь роль низкочастотников, подключены напрямую.

Кстати очень похожи на данную акустику колонки ВЕГА 10МАС-1М.
Собственно 10МАС-1М — это стероидный клон наших 15АС-404 — разница только в размерах корпуса, у 10МАС они в полтора раза больше и в сопротивлении — в 10МАС установлены 8 Омные 10ГД-30.

К слову сказать на основе этих корпусов я построил себе замечательные полочники, о них тоже как нибудь напишу, материал есть — фотки храняться где-то в закромах жесткого диска.

Вот как я поступил с фильтрами: из ВЧ фильтра второго порядка удалил катушку и добавив к ней современный конденсатор получил НЧ фильтр второго порядка.

Остатки же ВЧ фильтра в виде резистора и конденсатора так же заменил современный кондёр, сделав тем самым ВЧ фильтр первого порядка — его будет достаточно, чтобы не подпустить низкие частоты на пушечный выстрел.

Отсечь высокие частоты на НЧ звене было просто необходимо, дабы не мешать высокочастотным вибрациям воспроизводить бархатистые и сочные басы, на которые способен динамик 25ГД-26-30.

Вот и со вторым недугом разобрался, теперь пора заняться герметичностью.

Внутренние швы в этой акустике промазаны каким — то советским столярным клеем.
Не знаю что это за клей, но сохранился он великолепно. Мои попытки отковырять кусок не увенчались успехом — тверд и прочен как камень. Значит пусть остаётся.

А вот прокладка из поролона, которая герметизирует заднюю крышку превратилась от времени в желеподобную тёмно-рыжую субстанцию — её надо заменить.

Если Вы когда-нибудь разбирали советскую акустику, особенно колонки Радиотехники (S30,S50, S70 или S90), то видели, что часто герметизация проводилась липучкой (на подобии той, что закладывали в межпанельные швы советских хрущёвок) или пластилином.

В этом вопросе я не стал далеко отходить от истоков, так как метод весьма практичный.
Ведь если садить, к примеру, на герметик, то при необходимости вскрыть и поремонтировать — затратишь не мало сил.

Читайте так же:
Виртуальная карта киви apple pay

К сожалению запасов липучки со школьной поры у меня не сохранилось, а обычный пластилин использовать не хотелось — он мог оставить после себя жирные пятна.
Поэтому я выбрал оптимальный вариант — оконную замазку. Она очень пластична — как пластилин, только размягчается в руках гораздо быстрее и не оставляет жирных следов.
Ей я и воспользовался при запечатывании корпусов.

Остался последний пункт в меню — внешний вид.

Рамы динамиков и лицевая панель были окрашены аэрозольной матовой краской и стали выглядеть очень массивно и симпатично.
Но вот к окрашиванию динамиков такой подход категорически недопустим — аэрозольная краска сильно отразится на качестве их звучания не в лучшую сторону.
В интернете предлагают различные варианты того, как покрасить сами диффузоры динамика, но у каждого есть свои недостатки:

  • специальная краска для динамиков — очень дорого
  • натёртым грифелем простого карандаша — мажется и со временем осыпается
  • сердечником от черного маркера — на любителя, цвет будет с коричневатым отливом
  • краской от струйного принтера — не прокрашивает места замазанные клеем

На случай того что этих красок много разных, выкладываю фото той, которой пользуюсь я.
Красил ватным тампоном в один слой.

Ну вот и почти всё.
Остался последний штрих — замена древних проводов на нормальные клеммы.
Ну с этим проблем нет — можно купить в каждом радиомагазине любые на свой вкус, я выбрал вот такие:

То, что было и то, что получилось Вы сами можете увидеть на фото,
Звучание стало совсем другим — объемным и мелодичным.
Для примера S30 от Радиотехники звучат хуже.

Но как говорится лучше один раз услышать, чем два раза прочесть, поэтому на днях я запишу видео, в котором сравню звучание S30(есть они в моей коллекции) и этих ребят.

Подведём итог.

Достаточно небольших вложений, а так же немного умения, чуточку терпения и большое желание.
И тогда самые заурядные отечественные колонки былых лет, похожие на ботаника-заучку легко превратить в мускулистого атлета.
Который вполне способен потягаться как по внешнему виду, так и по звучанию со многими импортными коллегами, имеющими пятизначные ценники!

Звук получился сочным, мелодичным и объёмным — гораздо лучше по сравнению с тем что было.
Апгрейд удался.

Спасибо за внимание, подписывайтесь, чтобы быть в курсе, на днях выложу обещанное видео.

В живую конечно всё это звучит лучше, да и микрофон подкачал — забивался на басах, на днях перезапишу с хорошим микрофоном.

Ремонт динамика 25ГД-26Б

Когда я восстанавливал советскую акустическую систему 25АС-309, то при тестировании низкочастотных динамиков 25ГД-26Б выяснилась одна неприятность – один из них хрипел на низких частотах. Довольно быстро я купил ещё один динамик на замену, который оказался даже в лучшем состоянии, чем те, которые изначально были в этих колонках.

В итоге у меня остался один неисправный динамик. Что же с ним делать?

Поначалу была идея достать ещё такой же сломанный, накупить к ним комплектующих и восстановить уже два динамика, чтобы можно было сделать ещё одну пару колонок. Но куда их ставить? Да и зачем мне ещё одни колонки?

Ещё была мысль: в качестве эксперимента заказать комплектующие для динамика в Китае и сделать этакого советско-китайского мутанта. Но проблема в том, что китайские ремкомплекты продаются для дюймовых динамиков, а советские – метрические. Если центрирующую шайбу ещё можно как-то подогнать, то с подвесами это сделать сложнее, а с диффузором и катушкой – почти невозможно.

В итоге я решил просто восстановить то, что есть, не покупая ничего лишнего.

Прежде чем приступить к работе, надо определиться с терминами.

На рисунке показано устройство динамика и англоязычные называния.

Приведу названия на принятые в России/СССР.

Basket – корзина, у 25ГД-26Б(В) сделана из какого-то металла, похожего на алюминий, очень лёгкая.

Cone – диффузор, в данном случае – бумажный.

Dust cover – пылезащитный колпачок.

Spider – центрирующая шайба

Tensile leads – подводы.

Coil former – каркас катушки .

Top plate – верхняя шайба.

Bottom plate – нижняя шайба.

Pole piece – сердечник или керн.

И надо сказать про разновидности этих динамиков.

Первая выпущенная модель называется просто 25ГД-26, без дополнительных букв. Этот динамик отличается другой магнитной системой. Производился в 1970-х годах.

25ГД-26Б и 25ГД-26В – конструктивно абсолютно идентичные динамики, но «Б» – на 4 Ома, а «В» – на 8 Ом. Будьте внимательны при покупке, иногда даже сами продавцы путаются. На корзине есть штамп с названием динамика и указано сопротивление катушки. Производились эти динамики в самом начале 80-х годов

Читайте так же:
Виды услуг компьютерных сетей

35ГДН-1-4 и 35ГДН-1-8 – обновлённая версия 25ГД-26Б(В) в идентичном конструктиве (в чём именно «новизна» я так и не понял), на 4 и на 8 Ом соответственно. Производились во второй половине 80-х годов.

Катушка моего динамика показывает сопротивление, то есть хрипы явно не из-за её повреждения. Поэтому без разборки тут не обойтись.

Начнём с отклеивания центрирующей шайбы и подвеса. Я пользовался растворителем 646, но многие советуют простой ацетон.

Внимание! Растворитель очень вонючий, поэтому все подобные работы делайте на открытом воздухе. Я делал на балконе. Плюсом 646 является то, что он достаточно быстро выветривается.

Подвес и центрирующую шайбу я обложил ваткой, пропитанной растворителем. Клей, которым была приклеена шайба, растворился примерно за 10-15 минут. А вот клей, которым был приклеен подвес (не знаю, может быть это один и тот же клей) растворился хуже, но я всё же его (подвес) аккуратно отодрал от корзины.

Разобрав конструкцию, я увидел следующее.

Керн и верхняя шайба довольно сильно покрылись какими-то наростами типа ржавчины. То есть, хрипы создавала эта грязь, которая скопилась и снаружи, и внутри катушки. Полностью эту шелуху без разбора точно было не очистить.

Магнитную систему разобрать не так просто – мало того, что всё держится магнитом, так ещё и приклеено друг к другу. На форумах советуют подержать в растворителе, но я пошёл другим путём.

Лучший растворитель это вода, поэтому я просто прокипятил магнит с шайбами минут 15. Чтобы разобрать эту конструкцию, нужно в щель между шайбами и магнитом аккуратно вставить самый тонкий нож. Я вставлял строительный с заменяемыми лезвиями. Затем легонько постучать молотком по обуху. Главное тут – не повредить хрупкий магнит.

Я так и сделал ещё с тёплой шайбой. Возможно, что клей размягчился из-за нагрева, а не из-за воды как таковой. Клей отходит медленно, так что не торопитесь.

Как только появился достаточный зазор, то с помощью отвёрток я наконец-то отделил одно от другого. Повторюсь: главное тут не торопиться.

Очистив все металлические части и корзину от остатков клея и шелухи, я попытался очистить магнитную систему от ржавчины, но полностью убрать ржавчину не удалось. Поэтому я решил покрыть все металлические части специальной защитной краской.

Краску выбирал исключительно по описанию и цене.

В итоге была приобретена относительно недорогая чёрная матовая краска в баллончике, которую можно наносить прямо на ржавчину, имеющая в своём составе ещё и грунт. Баллон достаточно большой, такого точно хватит на два динамика и ещё останется. Плюсом является большой срок хранения – несколько лет.

Подобного рода красками я никогда не пользовался. Покраска никаких проблем не вызывала, разве только оказалось, что краска довольно сильно и долго пахнет и полностью высыхает за сутки, хотя я бы порекомендовал подержать покрашенные детали 2-3 дня для гарантированного полного высыхания. Красил на лестничной площадке, подстелив газету. Красить нужно размашистыми движениями, при распылении никуда и ничего не разлетается, струю можно точно направить на нужное место.

Красил в два слоя с перерывом минут в 20 (так в инструкции).

Те места, на которые придётся что-то клеить (подвес, центрирующую шайбу, магнитную систему) я заклеил бумажным скотчем и не красил.

В отверстия корзины можно и нужно вкрутить винтики, чтобы удобнее было красить – так корзину можно вращать и переворачивать на газетке, не повреждая уже покрашенные части.

В итоге краска легла хорошо, покрытие получилось благородно матовым, особенно на корзине. Если окрашиваемые поверхности дополнительно отшлифовать, то получилось бы ещё лучше.

Подвес изнутри был испачкан клеем. Я всё очистил и помазал его силиконовым маслом.

Диффузор очистил от клея механическим способом – мелкой шкуркой, и покрасил краской для принтера.

Это ещё грязный диффузор после отклеивания пылезащитного колпачка:

Собрать магнитную систему оказалось делом не таким тривиальным. Обязательно надо будет сделать дополнительное приспособление для центровки. Я сделал втулку из обычной бумаги для принтера, максимально плотно намотав её на керн, проклеив слои клеем ПВА. Этот клей даёт усадку, поэтому через сутки придётся намотать ещё пару слоёв так, чтобы посадка была внатяг.

Я сделал одну втулку с разными диаметрами, но удобнее пользоваться двумя разными. Та часть, что пошире – для центровки магнита относительно керна, узкая – для центровки верхней шайбы относительно керна.

Я поспешил, и приклеив магнит, решил сразу установить шайбу, при этом вытащил бумажную центрующую втулку. После этого магнит сдвинулся и примагнитился к керну! Пришлось разбирать смывать клей и делать всё заново.

Читайте так же:
Динамики от музыкального центра в автомобиль

Главное – после приклеивания магнита не вытаскивайте сразу втулку, дайте высохнуть клею.

Клеил всё с помощью «Момента 88» – узнал про него на форумах.

Корзину с магнитной системой с соединил винтами, предварительно капнув на них синий фиксатор резьбы.

Поначалу в подводах я ничего подозрительного не замечал. Когда уже хотел всё собрать, обратил внимание, что подводы сильно растрёпаны возле креплений. Решил заменить и подводы.

Внимание! Абы какой провод вместо штатных подводов поставить нельзя. Нужен специализированный многожильный, выдерживающий динамическую нагрузку.

Подводы заказывал на Алиэкспрессе. Один метр стоит около 150 р. Я взял самый тонкий из 8 жил, он оказался примерно такой же толщины как оригинальный.

На самом деле я взял два: один 8-жильный, другой – 12-жильный. Вот они оба.

А вот 8-жильный подвод вместе со штатным для сравнения.

То есть, 8-жильного вполне достаточно, его и поставил.

Диффузор, подвес, катушку и центрирующую шайбу я друг от друга не отклеивал, поэтому собрать всё вместе было не так уж и сложно.

Тут я вдруг понял, что не сфоткал то, как приклеивал диффузор. А при этом без дополнительных приспособлений опять не обойтись.

Для центровки нужно из обычной пластиковой бутылки вырезать три полоски, размерами примерно 20х70мм. Я пробовал скрутить втулку, но зазор между катушкой и керном слишком узкий и пластиковая втулка туда не влезает. Трёх полосок оказалось достаточно.

Обезжириваем места склейки и мажем центрирующую шайбу, подвес и соответствующие посадочные места на корзине тонким слоем клея. Собираем всю эту конструкцию и засовываем центрирующие пластиковые полоски. После этого можно прижать шайбу промышленными прищепками (брал тоже на Али самые маленькие) и перевернуть динамик, чтобы подвес приклеился под собственной тяжестью.

Вот этот момент (сушка) я сфоткал:

Резиновые бобышки, которыми крепились подводы к корзине, пришли в негодность, поэтому новые подводы я закрепил каплей жидкой резины, которая у меня была для ремонта обуви.

В итоге готовый динамик выглядит вот так:

Естественно, никаких шумов и хрипов больше не было.

Траты были минимальными.

Подвесы с Алиэкспресс – 150 р./метр

Краска в баллончике – 260 р.

Самый главный вывод: сломанный динамик вполне можно починить дома без каких либо проблем. Даже если повреждён диффузор и подвесы, то на барахолках можно купить ремкомплект и починить даже полностью убитый динамик.

Стоит ли заниматься подобной возёй или проще купить новый фирменный динамик – решайте сами.

Электродинамическая головка (динамик) 3ГДШ-2 3 Вт 4 Ом

Электродинамическая головка (динамик) 3ГДШ-2 3 Вт 4 Ом

Динамик серии 3ГДШ-2 – электродинамическая головка с эффективным рабочим диапазоном частот 140-12500Гц, номинальным электрическим сопротивлением (импеданс) 4 Ом, паспортной мощностью 3 Вт и уровнем чувствительности 90 дБ.

Широкополосный динамик 3 ГДШ-2 представляет собой динамическую головку прямого типа излучения и диффузора, который жестко её фиксирует. Электрический ток подается на катушку в постоянном магнитном поле, приводя её в колебания с частотой звука, диффузор в свою очередь преобразовывает механические колебания катушки в колебания звуковых волн.

Импеданс необходимо учитывать при подключении акустического динамика к внешнему усилителю мощности. Сопротивление используемой акустической системы всегда должно быть не меньше сопротивления, на которое сделан расчёт усилителя мощности.

Динамические головки ГДШ являются широкополосными и считаются простым решением, чтобы охватить 3 акустических частотных диапазона: низкочастотный (НЧ), среднечастотный (СЧ) и высокочастотный (ВЧ). Хорошо зарекомендовали себя еще со времен СССР и используются в наше время.

Применяется громкоговоритель 3ГДШ2 в различной радиоэлектронной аппаратуре бытового и специального назначения (радиовещательные и телевизионные приёмники), сигнальных устройствах, автомобильной аудиоаппаратуре, для обеспечения громкоговорящей связи, в системах оповещения на промышленных предприятиях, транспорте и объектах городской инфраструктуры.

Громкоговоритель 3ГДШ2 позиционируется как головка динамическая широкополосная, изготовлена в соответствии с ГОСТ 4.383.001-85.

При выборе динамиков необходимо руководствоваться в первую очередь техническими параметрами (импеданс, мощность), а потом видом формы и размерами.

Гарантийный срок работы поставляемых нашей компанией динамических головок ГДШ составляет 2 года, что подкрепляется соответствующими документами по качеству.

Подробные технические характеристики широкополосной динамической головки 3 ГДШ-2 с приведением расшифровки маркировки, графика АЧХ и размеров приведены ниже. По запросу предоставляются документы по качеству.

Окончательная цена на динамики ГД, ГДШ зависит от количества, сроков поставки, производителя, страны происхождения и формы оплаты.

Технические характеристики широкополосного динамика 3 ГДШ-2:

Серия3 ГДШ-2
Эффективный рабочий диапазон частот140-12500 Гц
Частота основного резонанса140±20 Гц
Предельная мощностьшумовая3 Вт
пиковая15 Вт
Номинальное электрическое сопротивление (импеданс), Ω4 Ом
Уровень характеристической чувствительности92±3дБ
Неравномерность АЧХ12 дБ
Размерыгабаритные160×100×47 мм
установочные125х80 мм
Масса330 г
Читайте так же:
Для чего нужен type c на ноутбуке

Маркировка электродинамических головок ГДШ:

3ГДШ24Ом
3Предельная шумовая (паспортная) мощность, Вт.
ГДГоловка Динамическая.
ШШирокополосная.
2Номер разработки.
4ОмНоминальное электрическое сопротивление, Ом.

Амплитудно-частотная характеристика динамика 3ГДШ-2:

Габаритные и установочные размеры динамика 3ГДШ-2:

Размеры 3 ГДШ-2

Сравнение динамиков, типы динамиков и их частотных диапазонов:

Основные виды динамиков по излучению звуковых волн:

  • Рупорные динамики;
  • Динамические излучатели;
  • NTX-панели;
  • Мембранные громкоговорители;
  • Электростатические излучатели;
  • Плазменные излучатели.

Динамик 3 ГДШ-2-4 относится к второму типу из этого списка и является динамическим излучателем. Так как каждый участок из звукового спектра требует соблюдение особых условий для качественного звучания, детали конструкции и диаметр диффузора динамика зависят от назначения излучателя.

Диапазон восприятия звуковых волн человеком лежит от 20 Гц до 20 кГц. Этот диапазон разбивают на несколько типов: низкочастотный (НЧ) диапазон, среднечастотный (СЧ) и высокочастотный (ВЧ) диапазоны.

Частотная характеристика различных типов динамиков

Соответственно и динамики бывают разных типов:

  • Низкочастотный динамик (Woofer) – воспроизводит низкие частоты, эффективная рабочая частота лежит в пределах от 40Гц до 1000Гц. Чувствительность таких динамиков обычно в районе 89-93дБ;
  • Среднечастотный динамик (Mid-Range) – воспроизводит средние частоты, эффективная рабочая частота лежит в пределах от 250Гц до 7000Гц. Чувствительность таких динамиков обычно в районе 89-93дБ;
  • Высокочастотный динамик (Tweeter) – воспроизводит высокие частоты, эффективная рабочая частота лежит в пределах от 1500Гц до 20-30кГц. Чувствительность таких динамиков обычно в районе 90-93дБ. Этот тип динамиков часто называют пищалкой.

Также существуют специальные типы динамиков:

  • Сабвуфер (Subwoofer) – динамик воспроизводит низкие частоты, эффективная рабочая частота лежит в пределах от 20Гц до 600Гц. Чувствительность таких динамиков обычно в районе 84-93дБ;
  • Мид-бас (Mid-Bass) – динамик воспроизводит низкие и средние частоты, эффективная рабочая частота лежит в пределах от 200Гц до 4000Гц. Чувствительность таких динамиков обычно в районе 93-99дБ;
  • Широкополосный динамик (Full-Range) – универсальный динамик воспроизводит 3 основных типа частот: низкие, средние и высокие частоты. Эффективная рабочая частота лежит в пределах от 40Гц до 20кГц, то есть охватывает весь диапазон восприятия сразу. Чувствительность таких динамиков обычно в районе 90-98дБ.

Широкополосные динамики в основном по своей сути являются среднечастотными динамиками, при этом воспроизводят звук также в диапазонах низких и высоких частот. Таким образом, широкополосные динамики охватывают весь спектр частот, и в то же время позволяют не перегружать систему несколькими динамиками.

Обычно высокие и низкие частоты слегка обрезаются. Считается, что такое смещение частот в одном динамике вызывает искажения звука, поэтому для особых ценителей музыки высокого качества такие динамические излучатели не подойдут. Но в то же время, это простое и относительно не дорогое решение в сравнении с коаксиальной и компонентной акустикой.

Открытая акустическая система на 6ГД-2, 4ГД-35

Преимущества открытой акустики перед закрытой достаточно убедительно приведены на сайте Зигфрида Линквица.

Его проекты «Феникс» (Phoenix) и «Орион» (Orion) повторены многими радиолюбителями и имеют отличные отзывы. На сайте предлагается приобрести конструктор для сборки этих активных АС (с усилителем), отпугивает только стоимость комплектующих.

Промышленный вариант открытой акустики, разработанной при участии Линквица: «Бетховен-Элита» (Beethoven-Elite) побил все рекорды по качеству звучания и цене.

Коротко, суть преимуществ открытой акустики можно описать так:

Преимущества открытой акустики перед закрытой

Рис. 1. Преимущества открытой акустики перед закрытой

Слева приведены круговые диаграммы излучения закрытой АС (Monopole, Box speaker) и открытой (Dipole) АС в разных частотных диапазонах (вид сверху).

Нетрудно заметить, что у открытой (дипольной) АС полностью отсутствует излучение в направлении перпендикулярном слушателю (в бок, вверх, вниз), а это по двум из трех направлений трехмерного пространства.

Соответственно, в этих же направлениях отсутствует причина возникновения отраженных звуковых волн, которые могли бы привести к искажениям за счет интерференции с прямой звуковой волной, создаваемой открытой акустической системы (как в случае с обычной закрытой АС).

Эти преимущества открытой акустики, работающей в замкнутом помещении позволяют снизить помехи (повысить помехозащищенность) прямой звуковой волны на 4,8 дБ, что равносильно снижению мощности, подводимой к АС требуемой для получения той же разборчивости звучания, что и в случае закрытой АС в 3 раза.

Однако, примененные Линквицем головки громкоговорителей достаточно дороги для приобретения, о чем свидетельствуют прайс-листы доступных нам компаний поставщиков импортных динамиков. К тому же, Линквиц вынужден был применить трехполосное усиление ввиду сложности или невозможности построения пассивной АС на доступных ему (тем не менее — прекрасных) излучателях.

Читайте так же:
Домашний источник бесперебойного питания

Тем не менее, уважаемый Линквиц применил ошибочную методику оценки кумулятивного спектра послезвучания головок. Оценку накопленной энергии в головках нужно проводить только при подключении их через фильтры, корректирующие АЧХ по требованиям проекта. Поэтому ажиотаж коллег-разработчиков в части поиска и приобретения динамических головок, указанных Линквицем как предпочтительные – немного не оптимален.

Как раз мы в этом отношении находимся в более выгодном положении. Объясню. Жилые комнаты у нас небольшие и требуют не такой уж большой рабочей мощности усилителей даже на акустику (АС) с низкой чувствительностью. Большинство из нас уже имеют усилители мощности более 50 Вт на канал, что при определенных условиях дает возможность применения более энергозадерживающих пассивных фильтров для АС.

Доступные динамические головки для нас — это все-таки клона «Сделано в СССР», которые отличаются не такими уж плохими для построения открытых АС параметрами и чувствительностью.

В СССР всегда была проблема производства низко-среднечастотных головок с малым значением добротности Qts (полная добротность). Для типовых головок (25-,35-ГДН, 15-,20-ГДС, 8ГД-1, 6ГД-2, 4ГД-53(35,8Е), 2ГД-40, 5ГДШ-xx, др.) значение Qts лежит в пределах 0,8–1,8, что затрудняет их классическое применение в оформлении в виде закрытого ящика или фазоинвертора, но идеально подходит для построения открытой АС. Причем, подьем АЧХ на резонансной частоте головок вполне может быть использован для компенсации соответствующего спада результирующей АЧХ открытой АС.

Рис. 2. Внешний вид открытой акустической системы Рис. 3. Внешний вид открытой акустической системы

Чтобы не быть голословным — привожу пример построенной и испытанной, работающей и приносящей действительное удовольствие своим динамических головках, открытого типа и имеет следующие характеристики:

  • Использованы динамические головки: НЧ 6ГД-2 (2 шт), СЧ 4ГД-35, ВЧ НХ-125 (BEAG, может быть заменена на 2ГД-36)
  • Рабочий диапазон частот: 35–25 000 Гц
  • Максимальное звуковое давление на частоте 35 Гц: 105 дБ
  • Рабочая мощность в комнате 25 кв.м: 3 Вт
  • Максимальная мощность: 40 Вт
  • Неравномерность АЧХ в точке прослушивания: в диапазоне 300–25 000 Гц +-2 дБ, в диапазоне 35–300 Гц +-5 дБ
  • Порядок фильтров: НЧ/СЧ — 1 порядок, СЧ/ВЧ — 2 порядок
  • Частоты раздела полос: НС/СЧ — 300Гц, СЧ/ВЧ — 2 000Гц
  • Габаритные размеры (высота х ширина х глубина): 1100мм х 350мм х 400мм
  • Вес: 16 кг

Частотная характеристика АС и каждой из полос по звуковому давлению приведена ниже (сплошными линиями), пунктирной линией изображена ФЧХ. Замеры произведены измерительным микрофоном с кардиоидной диаграммой направленности и анализатором спектра при сглаживании 1/6 октавы на белом шуме в точке прослушивания в реальной комнате 16 кв.м на расстоянии 1,5 м от АС:

АЧХ открытой акустической системы

Рис. 4. АЧХ открытой акустической системы

Импульсная характеристика АС по звуковому давлению (при тех же условиях) при подаче импульсного сигнала представлена ниже:

Импульсная характеристика открытой АС

Рис. 5. Импульсная характеристика открытой АС

Почему выбрана такая низкая частота стыка между СЧ и ВЧ головкой?

Все дело в диаграммах направленности излучения 4ГД-35. Характеристика этого динамика под углами , 22, 45 и 67 градусов приведена ниже. Таким образом, если выбрать частоту стыка полос более 2 кГц, то в области 2-4 кГц субъективно возникнет провал — тот, с которым успешно борется по своей методике качающегося микрофона Александр Клячин при создании 2-х полосных систем.

Провал в АЧХ на стыке 2-4 кГц

Рис. 6. Провал в АЧХ на стыке 2-4 кГц

В акустической системе «Агнетта» использованы модифицированные кроссоверы первого-второго порядков, топология которых выполняет следующие функции:

  • шунтирование основного механического резонанса головок низким выходным сопротивлением фильтров, для низкочастотной секции шунтирование осуществляется низким выходным сопротивлением усилителя.
  • питание излучателей на средних и высших частотах через высокое реактивное сопротивление фильтра и исключение шунтирования головок на этих частотах малым выходным сопротивлением усилителя снижает интермодуляционные искажения на этих частотах.
  • подавление проникновения на выход усилителя противо-ЭДС головок громкоговорителей исключает нарушение работы в усилителе отрицательной обратной связи (при ее наличии).
  • минимальные отклонения фазочастотной характеристики входного импеданса АС от резистивного эквивалента позволяют полностью использовать мощностные характеристики усилителя.

Топология фильтров приведена ниже:

Фильтр НЧ для открытой акустической системыРис. 7. Низкочастотное звено: 2 головки 6ГД-2 включены последовательно, индуктивность L3031= 2.6 мГн Фильтр СЧ для открытой акустической системыРис. 8. Среднечастотное звено: параллельный колебательный контур C2021 C2031 L2031 L2081 обеспечивает высокое выходное сопротивление на средних и высоких частотах и эффективное шунтирование головки на частоте резонанса Фильтр ВЧ для открытой акустической системыРис. 9. Высокочастотное звено: индуктивность L1101 обеспечивает шунтирование резонанса головки, индуктивность L1011 исключает шунтирование головки на высоких частотах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector